Портрет молочница из гойи

Портрет молочница из гойи thumbnail

«Молочница из Бордо» – одно из последних произведений Франсиско Гойи, написанное 80-летним художником во французской эмиграции.

Представленная сейчас в музее Прадо, картина «Молочница из Бордо» провоцировала спектр эмоций от восхищения до недоумения, назначалась «первой в истории картиной, выполненной в духе импрессионизма», приписывалась не Гойе, а его юной дочери Марии дель Росарио, в общем, вела себя многозначительно и загадочно, подобно всякому настоящему шедевру.

В каких обстоятельствах создавалась «Молочница из Бордо»?

С начала XIX века родину Гойи сотрясали войны и политические катаклизмы. В 1808-м войска Наполеона вторглись в Испанию, испанское народное сопротивление было подавлено (об этом – картина Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), Бонапарт посадил на испанский трон своего брата Жозефа. Но и при французах Гойя, отличавшийся талантом политического лавирования, сумел сохранить своё положение придворного художника. В 1812-м умерла жена Гойи Хосефа, а с 1819-го он отошёл от дел, поселившись в загородном имении Кинта дель Сордо. В начале 1820-х годов испанцы возвращают себе корону: на трон восходит Фердинанд VII, который начинает с репрессий либералов. Вольнодумному престарелому Гойе, писавшему еще его деда Карла III и отца Карла IV и дружившему с либералами-просветителями Ховеляносом и Компаманесом, новый монарх прямо заявляет: «Вы достойны петли!» Работами Гойи тут же начинает живо интересоваться восстановленная после французского упразднения инквизиция. Опасаясь гонений, Гойя уезжает во Францию и поселяется в городе Бордо. С ним вместе в качестве компаньонки едет молодая женщина по имени Леокадия Вейс – последняя любовь в жизни Гойи. Не испугавшись разницы лет, Леокадия бросила состоятельного мужа, чтобы быть опорой овдовевшему старому и глухому, но безусловно гениальному художнику. Вернуться на родину Гойе не удалось. Последние годы его жизни прошли в Бордо. Именно там написана «Молочница».

Высказывались сомнения в авторстве Гойи, хотя манера мастера и узнаваема, и характерна. Предполагали, что «Молочницу из Бордо» под руководством Гойи могла написать его и Леокадии незаконнорожденная дочка-подросток, Мария дель Росарио (род. в 1814-м). Потерявший множество детей от своего брака с Хосефой Байеу (до зрелых лет дожил только сын Хавьер), Гойя очень любил Росариту, своё позднее счастье, тем более, девочка унаследовала некоторые художественные способности. В каком-то смысле Гойя сам дал повод приписывать картину дочке – он свято уверовал, что его художественный гений перевоплотился в дочь. С восторгом Гойя писал одному из друзей: «Этот удивительный ребёнок и миниатюрный живописец хочет учиться, и я хочу также, так как это то, что осуществится с возрастом, и, может быть, даст миру великий феномен». Ослепление любящего отца объяснимо. Так же как объяснимо желание исследователей установить работы «миниатюрного живописца» Марии дель Росарио: полный грациозного смирения образ «Молочницы из Бордо» вполне подходил на эту роль.

Как бы там ни было, картина, безусловно, родилась в доме Гойи в Бордо, а после его смерти даже стала предметом имущественного спора между Леокадией, последней спутницей жизни Гойи, и его сыном и законным наследником Хавьером, алчным человеком, который очень боялся, как бы наследство отца не пришлось делить с кем-то еще.

Техника Гойи в картине «Молочница из Бордо»

В своём творчестве Гойя прошёл эволюцию от яркого многоцветия ранних гобеленов до почти полной монохромности поздних работ. «Молочница из Бордо» выполнена в достаточно скупой, но при этом жинерадостной зеленовато-голубой гамме. Она написана энергичными и резкими движениями кисти, а её отрывистые дискретные мазки предвосхищают опыты импрессионистов. В последние годы Гойя приспособился работать не только кистью, но и пальцами или кусочками сукна, которыми он втирал жидкие краски в поверхность холста, чем объясняется не совсем обычная для эпохи Гойи красочная текстура.

Внимание Гойи к передаче естественного освещения, воздушной дымки, в которую погружена фигура «Молочницы», также даёт историкам искусства основания говорить, что художник гениально предугадал технику, в которой будут работать импрессионисты.

Бессюжетность «Молочницы из Бордо» и связь с искусством импрессионизма

Сюжет «Молочницы из Бордо» трудно определить: слишком мало в нём «говорящих» информативных деталей. На занятия героини намекает разве что кувшинчик молока с надписью «Гойя», прячущийся в левом нижнем углу. Но «повествования» из картины не вырисовывается: где изображена молочница, чем она занята, куда направляется, о чем думает? Не ясно ничего, кроме разве того, что странная поза объяснима тем, что молочница сидит на движущемся ослике или муле, который почему-то остался за пределами полотна. Сюжета, как такового, нет. Есть только настроение – впрочем, и оно вызывает дискуссии.

Одни говорят: «Молочница из Бордо» полна оптимизма и радостного чувства возвращения к жизни. Ведь здесь нет жутких мотивов, которыми Гойя в последнее десятилетие расписывал стены Кинта дель Сордо, своего «Дома глухого». Нет и тотального черного цвета: появляются бежевый, голубой, зелёный, да и вся гамма дышит нетипичной для позднего Гойи свежестью – почти как его румяная героиня. Возможно, перебравшись из Испании в Бордо и живя с молодой и любимой Леокадией Вейс, Гойя, наконец, сумел преодолеть «ужасы войны» и вновь испытал волнующую полноту жизни. Таковы аргументы тех, кто видит в «Молочнице из Бордо» радость. Они же предполагают, что Гойя мог писать молочницу с Леокадии.

Другие ощущают в «Молочнице из Бордо» тревогу – и тоже не без оснований. Дескать, и угрожающее черно-синее небо тут – как будто перед готовой вот-вот разразиться грозой, да и героиня настолько мрачна и задумчива, что чему уж тут радоваться?

Но само очевидное отсутствие сюжета стало дополнительным поводом называть картину в числе предшественниц импрессионизма – искусства, делавшего ставку не на повествовательность и сюжетность, а на передачу сиюминутного впечатления. Французский литератор Теофиль Готье однажды, разглядывая «Молочницу из Бордо», сказал о её авторе, Франсиско Гойе, такие слова: «Ренуар еще не родился, а мастер импрессионизма уже есть».

Автор: Анна Вчерашняя

Источник

Главная » История одной картины » Франсиско Гойя, «Молочница из Бордо»

Рубрика «История одной картины»

Автор: Юлия Риа

Холст, масло, 1825—1827 г.г. 76 на 68 см

Франсиско Гойя, Молочница из Бордо

Картинка увеличивается.

Во второй половине 19 века зародилось новое течение — импрессионизм. Главное было в нём: передача сиюминутного чувства, момента, не углубляясь в философию и рассуждения. Картины импрессионистов, как правило, жизнерадостны (или приятно-ностальгически грустны). Они легки и естественны.

В 1808 году Наполеон вступил в Испанию, начались длительные кровопролитные бои в городах. Испанский народ яростно сопротивлялся захватчику. «Ошибка номер один — поход в Испанию», — так на острове святой Елены писал Наполеон (какая будет вторая ошибка, думаю, ясно). Последствия войны позже, после изгнания французских войн, опишет Франсиско Гойя в серии своих гравюр «Бедствия войны».

С изгнанием французских захватчиков в Испании не установился покой — власть переходила от одних к другим, были и республика, и снова восстановление монархии. Причём с 1813 года королём стал Фердинанд VII, придерживающийся политики репрессий и опирающийся на армию и инквизицию.

Читайте также:  Симптомы при молочнице у женщин причины

В 1824 году Гойя покинул родину (тогда ему 78 лет). В стране притесняли вольнодумцев и либералов, к коим принадлежал и художник (в 1815 году его даже вызвала на допрос инквизиция). Оставаясь на государственной службе (придворный живописец) он попросил отпуск и уехал во Францию, в город Бордо, и так там и остался (последние четыре года жизни).

Здесь Гойя и напишет одну из своих знаменитых и противоречивых картин: «Молочницу из Бордо». В некоторых источниках отмечается, что картина весьма оптимистична и весела… Странное заключение, у меня при взгляде на неё возникают такие ассоциации: тревога, тоска, неминуемость судьбы, двойственность жизни. Но если сравнивать картину с последними работами Гойи, то, да, она выделяется среди них своей лёгкостью, чувственностью, сиюминутностью. Выделяется и с технической точки. Не зря эту картину некоторые искусствоведы относят к первому проявлению импрессионизма. Я тоже вижу в ней новизну и стремление к иным формам живописи.

Франсиско Гойя, Молочница из Бордо

Франскиско Гойя «Молочница из Бордо», фрагмент.

Следует отметить, что с 2001 года, картина имеет статус непроверенной, то есть у некоторых учёных имеются сомнения насчёт авторства. Знаменитый «Колосс» уже признан «не картиной Гойи». Так и здесь ведётся расследование.

Вообще искусствоведы (а тем более те, кто специализируется конкретно на каком-то художнике) очень скрупулезно относятся к своему делу. Наклон головы у девушки непривычный для картин Гойи, что уж говорить про мазки и цвета. Картина сильно отличается от последних его работ. Уж не знаю насколько эти исследования можно считать объективными, но мне представляется «Молочница из Бордо» очень даже в духе Гойи. Какой-то художник сказал, что все его неудачные (я бы добавила, и необычные) картины искусствоведы скоро припишут плагиаторам.

Если не Гойя писал, то кто? Считается, что, возможно его дочь Росарио (родилась в 1814 году от некой Леокадии, уже после смерти жены художника). Они жили с Франсиско в Бордо, где он учил Росарио живописи. Могло быть и так. Но в любом случае, Гойя знал эту картину и очень ценил.

А ещё перед самой смертью он сделал такой рисунок:

Франсиско Гойя, литография Я всё ещё учусь

На нём написано: «Я всё ещё учусь!»

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или “retweet”.



К записи 4 комментария

Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

Источник

КартинаИспанское названиеРусское названиеДата созданияРазмер, смМестонахождениеСтранаAscensión de la Virgen y San ÍñigoУспение Пресвятой Богородицы и св Иньигодо 1763?[1]230 × 70Сан-Хуан-эль-Реа (исп.)русск., (Калатаюд) Испания Consagración de San Luis Gonzaga como patrono de la juventud[2]Посвящение Святого Алоисия, покровителя молодёжидо 1763?127 x 88Музей Сарагосы ИспанияAparición de la Virgen del Pilar a SantiagoЯвление Девы дель Пилар Сантьягодо 176979 × 55Частная коллекция (Арагон) Испания Sagrada Familia con San Joaquín y Santa Ana ante el Eterno en gloria или La triple generación Святое семейство со св. Иоакимом и Анной перед Господом в его славе или Третье поколениедо 176979 × 55Коллекция маркизы де Лас-Пальмас (Херес-де-ла-Фронтера) ИспанияAníbal vencedor contempla por primera vez Italia desde los AlpesГаннибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор177087 × 131,5Фонд Сегдас-Фагальде (Кудильеро) ИспанияSacrificio a PanЖертвоприношение Пану177132,5 × 24Коллекция Хосе Гудьоля (Барселона) ИспанияSacrificio a VestaЖертвоприношение Весте177132,5 × 24Коллекция Феликса Паласиос Ремондо (Сарагоса) ИспанияVenus y AdonisВенера и Адонис177123 × 12Музей Сарагосы ИспанияLa Virgen del PilarДева де Пилардо 1771—177456 × 42Музей Сарагосы Испания El rapto de Europa Похищение Европы177247 × 68Частная коллекция СШАLa adoración del nombre de DiosПоклонение имени Бога1772700 × 1.500Базилика дель Пилар (Сарагоса) Испания Piedad
(atribuida)Сострадание177483,5 x 58Частная коллекция (Барселона)[3] ИспанияPinturas de la Cartuja del Aula DeiФрески Картесианского монастыря в Аула-Деи1774306 × 790 (Рождение Девы)Картесианский монастырь в Аула-Деи (исп.)русск. (Сарагоса) ИспанияEl apóstol Santiago y sus discípulos adorando a la Virgen del PilarАпостол Иаков и его ученики поклоняются Деве дель Пилар1775-80107 × 80Частная коллекция ИспанияLa caza de la codornizПерепелиная охота1775290 × 226Музей Прадо (Мадрид) Испания El baile de San Antonio de la Florida или Baile a orillas del Manzanares Танец в Сан-Антонио-де-ла-Флорида или Танцы на берегу Мансанарес1776—1777275 × 298Музей Прадо (Мадрид) ИспанияEl quitasolЗонтик1777104 × 152Музей Прадо (Мадрид) Испания El paseo por Andalucía или La maja y los embozados Маскарад в Андалусии или Маха и маски1777275 × 190Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRiña en el Mesón del GalloДрака в Месон-дель-Гальо177741,9 × 67,3Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa cometaВоздушный змей1778269 × 285Музей Прадо (Мадрид) ИспанияMuchachos cogiendo frutaМальчики собирают фрукты1778119 x 122Музей Прадо (Мадрид) ИспанияMuchachos jugando a soldadosМальчики играют в солдат1779146 x 94Музей Прадо (Мадрид) ИспанияEl cacharreroПродавец посуды1779259 × 220Музей Прадо (Мадрид) ИспанияÉxtasis de San Antonio AbadЭкстаз св. Антония178067 x 46Музей Сарагосы ИспанияLa novilladaБой быковдо 1780259 x 136Музей Прадо (Мадрид) Испания Cristo crucificadoРаспятие Христа1780255 × 154Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa Virgen en gloria y santos mártiresБогородица и святые мученики1780Базилика дель Пилар (Сарагоса) ИспанияLa letra con sangre entraБез муки нет и науки1780—178519,7 x 38,7Музей Сарагосы ИспанияMaría Teresa de VallabrigaМария Тереса де Вальябрига1783151,2 x 97,8Старая пинакотека (Мюнхен) ГерманияEl conde de FloridablancaГраф Флоридабланка1783Банк Уркихо (Мадрид) ИспанияSan Bernardino de Siena predicando ante Alfonso V de AragónСвятой Бернард Сиенский проповедует перед Альфонсом V Арагонским1783480 x 300Королевский собор св. Франциска Великого (Мадрид) ИспанияEl arquitecto Ventura RodríguezАрхитектор Вентура Родригес1784Национальный музей Швеции (Стокгольм) ШвецияLa duquesa de OsunaГерцогиня Осуна1785Коллекция Марч (Пальма) ИспанияLa marquesa de PontejosМаркиза де Понтехос1786Национальная галерея искусства (Вашингтон) СШАMujer y dos niños junto a una fuenteЖенщина и двое детей у фонтана178635,5 × 18,5Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы, выставлена в Музее Тиссена-Борнемисы Испания es:La nevada или El invierno Снегопад или Зима1786275 × 293Музей Прадо (Мадрид) Испания es:La vendimia или El otoño Урожай или Осень1786—1787275 × 190Музей Прадо (Мадрид) Испания La conducción de un sillar или La obraПеревозка камня1786—1787169 x 127Grupo Planeta Corporación ИспанияEl albañil heridoРаненый каменщик1786—1787268 × 110Музей Прадо (Мадрид)
Читайте также:  Мазь крем от молочницы название
 ИспанияLa caídaПадение1786—1787169 x 100Частная коллекция (Мадрид) ИспанияCazador junto a una fuenteОхотник у родника1786—1787130 × 131Музей Прадо (Мадрид) ИспанияAsalto al cocheНападение на карету1786—1787130 × 131Частная коллекция (Мадрид) ИспанияCarlos III en traje de cazadorКарл III в охотничьем костюме1786—1788210 × 127Colección Argentaria, Международный банк Испании (Мадрид) ИспанияDon Manuel Osorio Manrique de Zúñiga, niñoДон Мануэль Осорио Манрике де Суньига, ребёнокдо 1787110 × 80Метрополитен-музей (Нью-Йорк) СШАSanta LudgardaСв. Лудгарда1787220 × 160Королевский монастырь св. Хоакина и св. Анны (исп.)русск. (Вальядолид) Испания La muerte de San José o el Tránsito de San José o el Tránsito de San JoséСмерть св. Иосифа1787220 × 152Королевский монастырь св. Хоакина и св. Анны (исп.)русск. (Вальядолид) ИспанияLos santos Bernardo y RobertoСв. Бернардо и св. Роберто1787220 × 160Королевский монастырь св. Хоакина и св. Анны (исп.)русск. (Вальядолид) ИспанияLa pradera de San IsidroЛуг у Сан-Исидро178844 × 94Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa ermita de San IsidroОбитель в Сан-Исидро178842 x 44Музей Прадо (Мадрид) Испанияes:San Francisco de Borja y el moribundo impenitenteСвятой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего1788350 × 300Валенсийский собор (исп.)русск. (Валенсия) Испания Los duques de Osuna y sus hijos или La familia del duque de OsunaСемья герцогов Осуна1788225 x 171Музей Прадо (Мадрид) ИспанияSagrada FamiliaСвятое семейство1788—1790203 x 148Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa gallina ciegaЖмурки1789269 × 350Музей Прадо (Мадрид) ИспанияCarlos IV de rojoКарл IV в красном1789127 x 94Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato de doña Tadea Arias de EnríquezПортрет госпожи Тадеа Ариас де Энрикесдо 1790190 × 106Музей Прадо (Мадрид) ИспанияAutorretrato en el tallerАвтопортрет в студии1790—179542 × 28Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) ИспанияRetrato de la condesa de Casa FloresПортрет графини Каса Флорес1790—1797112 × 79Художественный музей (Сан-Паулу) БразилияLa bodaСвадьба1791—1792267 × 346Музей Прадо (Мадрид) ИспанияEl peleleМарионетка1791—1792267 × 160Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato de Sebastián Martínez Портрет Себастьяна Мартинеса179293 x 68Метрополитен-музей (Нью-Йорк) США Retrato de la señora de Ceán Bermúdez или Manuela Camas y de las HerasПортрет сеньоры де Сеан-Бермудес1792—1793121 × 85Музей изобразительных искусств (Будапешт) Венгрия La muerte del picador или Cogida de un picadorСмерть пикадора179343 × 31British Rail Pension Trustee Co. (Лондон) ВеликобританияNaufragioКораблекрушение179350 x 32Коллекция маркиза де Окенадо (Мадрид) ИспанияIncendio, fuego de nocheПожар, огонь в ночи179343 x 32Коллекция Хосе Вареза (Сан-Себастьян) ИспанияLos cómicos ambulantesУличные комедианты179342 x 32Музей Прадо (Мадрид) ИспанияAsalto de ladronesНападение разбойников1793—179442 x 31Коллекция Кастро Серны (Мадрид) ИспанияLa TiranaТирана1794Коллекция Марч (Пальма) ИспанияRetrato de la condesa del Carpio (La Solana)Портрет графини Карпио (Ла-Солана)до 1795181 x 122Лувр (Париж) ФранцияLa Duquesa de AlbaГерцогиня Альба1795194 x 130Коллекция Альба (Мадрид) Испанияes:La Duquesa de Alba y la BeataГерцогиня Альба и монахиня179530,7 x 25,4Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato del pintor Francisco BayeuПортрет художника Франсиско Байеу1795112 x 84Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa condesa de ChinchónГрафиня Чинчон1795—1797216 x 144Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa duquesa de Alba con mantillaГерцогиня Альба в мантилье1797210 x 149Испанское сообщество (исп.)русск. (Нью-Йорк) СШАRetrato de Martín ZapaterПортрет Мартина Сапатера179787 × 64Музей изобразительных искусств (исп.)русск. (Бильбао) ИспанияSan GregorioСв. Григорийдо 1797188 x 113Национальный музей романтизма (исп.)русск. (Мадрид) ИспанияEl aquelarreШабаш ведьм1797—179843 x 30Фонд Ласаро Гальдиано (исп.)русск. (Мадрид) ИспанияJosé de Urrutia y de las CasasХосе де Уррутия и де лас Касасдо 1798199 x 133Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato de Ferdinand GuillemardetПортрет Фердинанда Гильемардета1798185 x 125Лувр (Париж) ФранцияMilagro de san Antonio de PaduaЧудо святого Антония Падуанского1798Сан-Антонио-де-ла-Флорида (исп.)русск. (Мадрид) ИспанияAutorretratoАвтопортретдо 1797—180054 x 39,5Музей Гойи (исп.)русск. Кастр) Францияes:La maja desnudaМаха обнажённаядо 1797—180097 × 190Музей Прадо (Мадрид) Испания Alegoría del Amor или Cupido y Psique Аллегория Любви или Купидон и Психея1798—1805200 x 156Национальный музей искусства Каталонии (Барселона) ИспанияCarlos IV vestido de cazadorКарл IV в костюме охотника1799336 × 282Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa reina María Luisa a caballoКоролева Мария-Луиза на лошади1799338 × 282Музей Прадо (Мадрид) ИспанияCarlos IV a caballoКарл IV на лошади1800336 × 282Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa familia de Carlos IVСемья короля Карла IV1800280 × 336Музей Прадо (Мадрид) Испания Retrato del cardenal don Luis María de Borbón y Vallabriga (в музее Прадо находится авторская копия)Портрет кардинала дона Луиса Марии де Бурбон-и-Вальябригадо 1800200 × 106Художественный музей (Сан-Паулу) БразилияAlegoría de la Verdad, el Tiempo y la HistoriaАллегория Истины, Время и Историядо 1800294 × 244Национальный музей Швеции (Стокгольм) ШвецияRetrato de la reina María Luisa de ParmaПортрет королевы Марии Луизы Пармской1800209 × 125Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato de María Luisa Fernanda de Borbón y Vallabriga, condesa de Chinchón y duquesa de San FernandoПортрет Марии Луизы Фернанды де Бурбон-и-Вальябрига, графиня Чинчон и герцогиня Сан-Фернандо 1800220 × 140Галерея Уффици (Флоренция) Италия Joven dama con mantilla y basquiña, conocido anteriormente como La mujer del librero Молодая дама в мантилье и юбке ранее известная как Жена книготорговца1800—1805109,9 × 78,2Национальная галерея искусства (Вашингтон) СШАCaníbales contemplando restos humanosКаннибалы созерцают человеческие останки1800—180831 × 45Музей изобразительных искусств (Безансон) ФранцияCaníbales preparando a sus víctimasКаннибалы готовят свои жертвы1800—180832,8 × 46,9Музей изобразительных искусств (Безансон) ФранцияRetrato de don José QueraltóПортрет Дон Хосе Керальто1802102 × 76Новая пинакотека (Мюнхен) ГерманияLa maja vestidaМаха одетаядо 1802—180595 × 188Музей Прадо (Мадрид) ИспанияEl conde de Fernán NúñezГраф де Фернан Нуньес1803211 × 137Коллекция графов де Фернан Нуньес (Мадрид)
Читайте также:  Выделения при молочнице на 2 неделе
 ИспанияLa condesa de Fernán NúñezГрафиня де Фернан Нуньес1803211 × 137Коллекция графов де Фернан Нуньес (Мадрид) ИспанияRetrato de Isabel PorcelПортрет Исабель Порсель1804—180582 × 64Национальная галерея (Лондон) Великобританияes:Alegoría de la industriaАллегория промышленности1804—1806диаметр 227.Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato de Félix de AzaraПортрет Феликса де Асара1805212 × 124Коллекция ИберКаха (Сарагоса) ИспанияRetrato de la Marquesa de Santa CruzПортрет маркизы Санта-Крус1805125 x 208Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato de la Sra. Sabasa GarcíaПортрет сеньоры Сабас Гарсия1806—1811Национальная галерея искусства (Вашингтон) СШАIsidoro MáiquezИсидоро Маркес180772 x 59Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato de José Antonio Marqués CaballeroПортрет Хосе Антонио маркеса Кабальеро1807106 x 84Музей изобразительных искусств (Будапешт) ВенгрияRetrato ecuestre de Fernando VIIКонный портрет Фердинанда VII1808285 × 205Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) ИспанияLas viejasСтарухидо 1808—1810181 × 125Музей изобразительного искусства (Лилль) ФранцияBodegón con costillas y cabeza de corderoНатюрморт с рёбрами и головой ягнёнка1808—1812Лувр (париж) ФранцияPavo desplumadoОщипанная индейка1808—181244,8 × 62,4Новая пинакотека (Мюнхен) ГерманияEl colosoКолосс1808—1812116 × 105Музей Прадо (Мадрид) ИспанияEl afiladorТочильный камень1808—181268 × 50Музей изобразительных искусств (Будапешт) ВенгрияLa aguadoraДевушка с кувшином1808—181268 × 52Музей изобразительных искусств (Будапешт) ВенгрияEl Lazarillo de TormesЛасарильо де Тормес1808—181280 × 65Коллекция Мараньон (Мадрид) ИспанияMajas en el balcónМахи на балконе1808—1812195 x 126Метрополитен-музей (Нью-Йорк) США Confesión en la cárcel/Locos en el manicomioИсповедь в тюрьме1808—181240 × 65Санта-Мария-де-Гуадалупе (Гвадалупе) ИспанияMajas y celestina en el balcónМаха и сводня на балконе1808—1812166 x 108Коллекция Марч (Пальма) ИспанияManuel SilvelaМануэль Сильвела1809—181295 × 68Музей Прадо (Мадрид) ИспанияRetrato del canónigo don Juan Antonio LlorenteПортрет священника дона Хуана Антонио Льоренте1810—1811189 x 114Художественный музей (Сан-Паулу) БразилияEl duque de WellingtonГерцог Веллингтон1812—1814164 × 52Национальная галерея (Лондон) ВеликобританияRetrato de Mariano GoyaПортрет Мариано Гойи1812—181459 x 47Коллекция герцога Альбукерки (Мадрид) ИспанияEl entierro de la sardinaПохороны сардинки1812—181982,5 × 62Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) ИспанияAuto de fe de la InquisiciónАутодафе1812—181946 × 73Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) ИспанияCasa de locosСумасшедший дом1812—181945 x 72Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) ИспанияProcesión de disciplinantesПроцессия кающихся грешников1812—181946 × 73Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) ИспанияEl 2 de mayo de 1808 en Madrid: la carga de los mamelucosВосстание 2 мая 1808 года в Мадриде1814280 × 336Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLos fusilamientos del 3 de mayo en la montaña del Príncipe PíoТретье мая 1808 года в Мадриде1814268 × 347Музей Прадо (Мадрид) ИспанияJuan Martín Díaz, el EmpecinadoХуан Мартин Диасдо 1814—181584 × 65Частная коллекция Las jóvenes или La carta Девочки или Письмо1814—1819181 × 125Музей изобразительного искусства (Лилль) ФранцияEl duque de San CarlosГерцог де Сан-Карлос1815237 × 153Музей Сарагосы ИспанияRetrato de Miguel de LardizábalПортрет Мигеля де Лардисабаля181575 × 65Национальная галерея (Praga) ЧехияAutorretratoАвтопортрет181546 × 35Музей Прадо (Мадрид) ИспанияAutorretratoАвтопортретдо 181551 × 46Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид) ИспанияLa Junta de FilipinasLa Junta de Filipinasдо 1815127 x 447Музей Гойи (исп.)русск. Кастр) ФранцияDon Francisco de Borja Téllez GirónДон Франсиско де Борха Тельес Хирондо 1816202 × 140Музей Баннат (Байона) ФранцияCristo en el huerto de los olivosХристос в оливковой роще181947 × 35Escuelas Pías de San Antón (исп.)русск. (Мадрид) ИспанияLa última comunión de San José de CalasanzПоследнее причастие св. Иосифа де Каласанса1819250 × 180Музей Каласанса (Мадрид) ИспанияLa fraguaКузнечный горндо 1819191 × 121Коллекция Фрика (Нью-Йорк) СШАÁtropos o Las ParcasАтропос или судьба1819—1823123 × 266Музей Прадо (Мадрид) Испания El aquelarre или El gran cabrónШабаш ведьм1819—1823140 × 438Музей Прадо (Мадрид) ИспанияDuelo a garrotazosПоединок на дубинах1819—1823123 × 266Музей Прадо (Мадрид) ИспанияSaturno devorando a un hijoСатурн пожирающий своего сына1819—1823146 × 83Музей Прадо (Мадрид) ИспанияDos viejos comiendo sopaДва старика вкушают суп1819—182349,3 × 83,4Музей Прадо (Мадрид) ИспанияVisión fantástica o AsmodeaФантастические видения или Асмодей1819—1823123 × 265Музей Прадо (Мадрид) ИспанияLa romería de San IsidroФестиваль в Сан-Исидро1819—1823140 × 438Музей Прадо (Мадрид) ИспанияPerro semihundidoСобака1819—1823131,5 × 79,3Музей Прадо (Мадрид) Испания Dos viejos, Dos frailes или Un viejo y un fraile Два старика или Старик и монах1819—1823123 × 265Частная коллекция (Саламанка) ИспанияHombres leyendoЧитающие мужчины1819—1823126 × 66Музей Прадо (Мадрид) ИспанияJudith y HolofernesЮдифь и Олоферн1819—1823143,5 × 81,4Музей Прадо (Мадрид) Испания Mujeres riendo или Dos mujeres riéndose de un hombreСмеющиеся женщины1819—1823125 × 65,5Музей Прадо (Мадрид) Испания Peregrinación a la fuente de San Isidro или Procesión del Santo OficioПаломничество к источнику Сан-Исидро1819—1823123 × 266Музей Прадо (Мадрид) ИспанияUna manola: doña Leocadia ZorrillaДонья Леокадия Соррилья1819—1823147,5 × 129,4Музей Прадо (Мадрид) ИспанияGoya atendido por el doctor ArrietaГойю лечит доктор Аррьета1820117 x 79Институт искусств (исп.)русск. (Миннеаполис) СШАSan Pedro PenitenteКающийся св. Пётрдо 1820—182429 x 25,5Коллекция Филлипса (англ.)русск. (Вашингтон) СШАDon Ramón SatuéДон Рамон Сатуе1823107 x 83,5Государственный музей (Амстердам) Нидерландыes:La lechera de BurdeosМолочница из Бордодо 1825—182774 x 68Музей Прадо (Мадрид) ИспанияJuan Bautista de MuguiroХуан Баутиста де Мугиро1827101 x 89Музей Прадо (Мадрид) ИспанияJosé Pío de MolinaХосе Пио де Молина1827—182860,5 x 50Музей Оскар Рейнхарт (Винтертур) Швейцария

Источник