Васнецов виктор михайлович картина молочница
Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение жизни, давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами, портретами и религиозной живописью.
1. Жница (1867)
Холст, масло.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Исполнив две жанровые картинки – “Молочница” и “Жница” (1867) – и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.
2. Алёнушка (1881)
Холст, масло. 121 x 173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
В 1881 году в Абрамцеве, имении русского мецената Саввы Мамонтова под Москвой, Васнецов написал одно из лучших своих произведений – “Аленушка” – на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд – все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина “Аленушка” – одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.
3. С квартиры на квартиру (1876)
Холст, масло. 53,5 x 67,2 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Особый успех выпал на долю картины “С квартиры на квартиру”, над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. “Я думаю, – писал Стасов, – каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!”
4. Книжная лавочка (1876)
Холст, масло. 84 х 66,3см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Картина “Книжная лавочка” закрепила за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.
5. Ковер-самолет (1880)
Холст, масло. 165 х 297 см. Нижегородский художественный музей
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.
6. Затишье (1881)
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.А. Гиляровский. О картине В.М. Васнецова «Затишье».
«Дремлют сосны. Дремлют дали.
Отдыхая, дремлет лес.
В воды тихие упали
Отражения небес.
Под сосной сижу я в думах…
И затишье, и покой –
И в шептанье хвой угрюмых
Радость жизни предо мной».
20 ноября 1912 г.
7. Витязь на распутье (1882)
Холст, масло. 167х299 см, ГРМ.
“Противоположения жанра и истории, – писал В.Васнецов, – в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”.
8. Воины Апокалипсиса (1887)
Холст, масло.
«Четыре всадника Апокалипсиса» — термин, описывающий четырёх персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. До сих пор нет единого мнения что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.
На картине всадник на белом коне – чума, на рыжем – война, на вороном – голод, на бледном – смерть.
Из Откровения Иоанна Богослова:
Всадник на белом коне
“И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр.6:1-2)”
Всадник на рыжем коне
“И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр.6:3-4)”
Всадник на вороном коне
“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр.6:5-6)”
Всадник на бледном коне
“И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. (Откр.6:7-8)”
9. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896)
Холст, масло. 133 х 250 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
«Две верных подруги – Любовь и Разлука – не ходят одна без другой». Булат Окуджава
Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает.
По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу.
В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции. Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.
Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти праздны – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа. Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.
Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.
Поэт-символист А. А. Блок откликнулся на картину стихотворением:
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд…
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза…
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…
(1899)
10. Богатыри (1898)
Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал “Богатырей”, работа над которыми длилась около двадцати лет. Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски – зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году “Богатыри” заняли почетное место в Третьяковской галерее.
“Я считаю, что в истории русской живописи “Богатыри” Васнецова занимают одно из первейших мест”, – выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая “Бурлаков” Репина с “Богатырями”, Стасов писал: “И тут и там – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетенная и еще затоптанная… а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа”.
Источник
Сказки сопровождают нас чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев нам помогают иллюстрации или картины мастеров – художников. Русские сказки и былины, под натиском Голливуда, отступают, но не сдаются. Отечественные аниматоры своей продукцией возрождают интерес к нашим сказкам и их персонажам. Дефицита книг, мульфильмов или фильмов-сказок с персонажами русских сказок нет. Качество современной продукции разное, но ведь есть эталон!
Сказочный сюжет получил небывалую поддержку публики в России конца XIX века, на высокой волне патриотизма. Сегодня происходит похожее явление. Интерес к собственной истории, героям реальным и мифическим, музыке и танцам выказали все слои общества. Творцы разных художественных форм работали в едином порыве – литераторы писали поэмы и сказки, композиторы ставили по их произведениям оперы, художники вдохновлялись театральными постановками на патриотические и сказочные сюжеты, архитекторы вернулись к формам и темам архитектуры допетровской Руси.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926)
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926)
В творчестве известных русских художников Билибина, Васнецова и Врубеля сказка была одной из центральных тем. Наибольшее количество полотен посвященных русской сказке создал Виктор Михайлович Васнецов. В изобразительном искустве Русский стиль возвел в ранг академического Виктор Михаилович Васнецов . С легкой руки Саввы Ивановича Мамонтова, своего покровителя и мецената.
Савва Иванович Мамонтов
В конце 70-х гг. XIX века Васнецов проявил большой интерес к русской сказке. Его посчитали, мягко говоря, чудаком. Творческое сообщество считало достойным внимания только суровую прозу будней, проблемы и “язвы” русского общества. Позже интересы сместились и Васнецова назвали гением. А он просто любил сказки, Россию, ее природу и людей.
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок» создавался с 1900 года. Его великолепные картины из цикла «Поэма семи сказок»: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг. Остальные работы то же имеют недетский оттенок. Народные сказки (не отобранные, не адаптированные, оригинальные) совершенно не были предназначены для детского чтения.
«Спящая царевна»
«Спящая царевна»
«Спящая царевна»
«Спящая царевна»
«Спящая царевна»
«Спящая царевна»
«Спящая царевна»
Как и “недетские” сюжеты русских сказок, так и картины Васнецова требуют пояснения взрослых для детей. Смотрите вместе, направляйте. Могут быть разные вопросы, знаю по собственному опыту. Подготовьтесь!))) Я выбрал 15 работ Васнецова известных и менее известных публике. Это живописные произведения, полотна иллюстрирующие русские былины и сказки, но не иллюстрации конкретных произведений или работ одного автора (большинство). Здесь собраны ключевые персонажи: царевичи и царевны, волшебные предметы, богатыри, сказочные животные и птицы, злодеи и чудовища, музыканты, простые смертные и герои. Смотрим и разбираем с детьми!
1. Ковер-самолет
В. М. Васнецов “Ковёр-самолёт”, 1880
Одна из ранних работ художника, которую приобрёл Савва Мамонтов. С неё и началась «сказочная серия». Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей. Все удалось и вот итог! Фантастическое зрелище: тишина, раннее утро(?), месяц в облаках, плавно перетекает по воздуху огромный ковер, стелется туман. Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. На нем он и возвращается. Ярко горит оперение Жар-птицы, оно единственный источник теплого света в картине. Клетка похожа на фонарь. Иван-Царевич одет очень богато, по моде 17 века. Встречный ветер легко поднимает полы кафтана. Такова рабочая одежда для добывания Жар-птиц!
2. Снегурочка
В. М. Васнецов “Снегурочка”, 1899
“Снегурочка” работа, которая должна была стать лишь частью декорации к одноимённой опере (опера Николая Андреевича Римского-Корсакова в 4 действиях, 7 картинах с прологом, на собственное либретто по одноимённой пьесе Александра Островского). Героиня написана была с дочки мецената Саввы Мамонтова, очаровательной Сашеньки. Дитя Мороза и Весны, ледяная Снегурочка стоит на границе белого леса и темной дали, между людьми и силами стихии. Из темноты тревожными огоньками глядят притаившиеся деревенские хаты.
3. Спящая царевна
В.М. Васнецов “Спящая царевна” , 1926
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Это произведение отличается от отстальных в этом списке: В.М. Васнецов сделал иллюстрацию к «Сказке о спящей царевне и семи богатырях». В центре картины спит молодая девушка-царевна в богатых одеждах и короне. По обе стороны от спящей царевны на лавочках спят подданные, шут, лесные звери. Лес вокруг дикий и дремучий. Все действие происходит в русском дворце-тереме, красиво расписанном мастерами.
4. Кащей Бессмертный
В.М. Васнецов «Кащей Бессмертный» 1926
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». В русских народных сказках Кащей появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц. На картине Кощей прельщает похищенную красавицу-царевну чудесами и богатствами. Черты ее лица мягки и округлы, кожа белая и нежная, девушка молода и красива, она противопоставлена Кащею своей молодостью и красотой. Ее свобода бесценна, а вера и благочестие безграничны.
5. Иван-царевич и Серый волк
В.М. Васнецов “Иван-царевич и Серый волк”, 1889
Мчится сквозь замшелый лес огромный волк, на могучей спине которого уместились храбрый царевич и прекрасная кроткая Елена. Лицо героини имеет реальный прототип – это племянница знаменитого мецената и близкого друга Васнецова, Саввы Мамонтова, Наталья. В лицах героев прописаны и спокойствие, и тревога одновременно. Взгляд волка, почти человеческий, направлен на зрителя. Шерсть его не серая, золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича. Герои парят над мрачным болотом. Яркие, светлые цвета одежды и цветущая ветка яблони оживляют и “побеждают” мрачный лес.
6. Царевна-Лягушка
В.М. Васнецов “Царевна-Лягушка”, 1918
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем. На лицах музыкантов – восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце. Во всех картинах Васнецова (и эта не исключение) терем богато украшен. Царевна одета по моде допетровской Руси. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы (почему? Она ж жена мужнина, волосы в одну косу, да и спрятаны должны быть от чужих глаз! Ошибся художник, бывает). На заднем плане видна далекая русская деревенька. Пир на весь мир! Вспомните, что картина написана в неспокойном 1918 году.
7. Царевна-несмеяна
В.М. Васнецов “Царевна Несмеяна”, 1924
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Эта картина Виктора Михайловича Васнецова была, написана в 1914-1924 годах. Царевна Несмеяна — персонаж русских сказок. Вечно грустный персонаж. Её отец обещал, что тот, кто вызовет у неё улыбку, сможет жениться на ней, и многие пытались, но никому не удалось. Во дворец пришли все: тут и нарядные женихи из дальних стран, и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы простого народа. Все происходящее вокруг принцессы, росписи на стенах – это картины мира окружающего царевну. Это не интересно ей, суета, шум вызывают в ней тоску и усталость. Посмотрите на задний фон-царевна находится между миром земным и небесным, может ее размышления об этих мирах? В этой картине много символов и аллегорий, посмотрите внимательней на детали.
8. Три царевны подземного царства
В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», 1881
В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства», 1881
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании. Савва Мамонтов выкупил написанных “Царевен” для себя. В 1884 году появилась авторская версия картины: изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость, стали видны коварные братья Ивана-Царевича. Картина показывает нам трех царевен: Золота, Драгоценных камней и Угля. Угля, поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов. Каменный уголь, позднее нефть начали свое победное шествие по миру. “Старшие” царевны смотрят на младшую “угольную” свысока, но это сейчас. За ней будущее, она еще войдет в “силу”.
9. Богатыри
В.М. Васнецов «Богатыри. (Три богатыря)», 1898
В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, в 1876 году был сделан эскиз с основой композиционного решения. Работа над картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картину купил П.Третьяков. На картине “Богатыри” изображены три русских богатыря (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова)- знаменитые герои народных былин. Кони – под стать всадникам. Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Приближается буря. Облака, издалека пригнал порывистый ветер. Состояние природы, как бы предвещает о наступлении опасности. Богатыри готовятся к битве, достают оружие, готовят лук и стрелы.
10. Витязь на распутье
В.М. Васнецов “Витязь на распутье”, 1882
В.М. Васнецов “Витязь на распутье”, 1882
Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову. «Витязь…» выделяется своей мрачностью и безысходностью. Неприветливая местность, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие вороны, закат, все нмекает нам о возможном скором закате жизни. И конь и богатырь производят впечатление очень усталых персонажей.
11. Богатырский скок
В.М. Васнецов «Богатырский скок», 1914
Время создания картины – 1914 год. Начало Первой мировой войны. Задача полотна усилить патриотический дух народа, объединить в борьбе людей – главная цель. Кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх: блестят доспехи, оружие приведено в полную боеготовность, грозен взгляд – богатырь готов к сражению. Конь напряжен, доверяя соратнику, богатырь даже не держит узду и не смотрит, куда мчит его конь. Рассвет тревожен, битвы еще впереди.
12. Гусляры
В.М. Васнецов “Гусляры”, 1899
Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян. Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме. Существовала легенда, что гусли (арфы или лиры) в руках мастера, могут управлять человеческими чувствами. Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – три возраста, три характера, три варианта инструмента.
13. Сирин и Алконост
В.М. Васнецов “Сирин и Алконост”,1896
Две стороны жизни – черное и белое, печаль и радость, прошлое и будущее. Без одного нет другого. Две птицы с прекрасными женскими лицами поют: Сирин (бледная) – о том рае, который утрачен людьми, Алконост (румяная) – о рае, которого можно достичь праведной жизнью. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, по разные стороны от ствола. Слева, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, воплощение надежды, радости и наслаждения. Держитесь “золотой” середины и все будет хорошо!
14. Аленушка
В.М. Васнецов “Аленушка”,1881
Аленушка, одинокая и печальная девочка у пруда. Все неподвижно, тихо, спокойно. Осины и черная вода – не самый радостный антураж. В сказке все наоборот: на берегу Иванушка в виде козленочка, он зовет Аленушку, которая в пруду. Можно предположить, что девочка печалится предвидя будущее. Еще мгновение и сказка продолжится…
15. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
В.М. Васнецов “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918
Эта картина была создана в далеком тысяче девятьсот восемнадцатом году. Сам змей художником нарисован в иссиня-черных цветах, который своими большими размерами почти полностью закрывает всё небо. У него уже срублено несколько голов, с меча героя капает алая кровь. Конь героя бьется на земле, он ранен и зовет богатыря. Сам же герой Добрыня изображается со спины. “И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка. Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.”
P.S. Картина ниже прекрасна и выразительна, но может произвести на маленького зрителя тягостное впечатление. Привожу ее отдельно, вне списка.
Баба Яга
В.М. Васнецов “Баба Яга”, 1917
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок». Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить детей ночными кошмарами. Языческая Русь представляется Васнецовым страной достаточно мрачной. Но! Без Бабы-Яги нет русской сказки. Чаще она выступает на стороне Зла. У Васнецова именно так. Семнадцатый год сказался на этом полотне: красная юбка, человеческие кости, зловещий вид Бабы-Яги, бледный и испуганный мальчик – Зло творит зло. Ей удалось украсть ребенка, она торжествующе скалится, обнажив клыки. Спасется ли мальчик? Ребенок символично одет в белое, он смирился со своей участью и даже не пытается сопротивляться. Рот открыт в беззвучном крике, безвольно повисло в руках ведьмы тельце. За ее спиной видно красное зарево пожара, рядом летит зловещий филин. Такова трактовка этого персонажа Васнецовым, так художник донес нам свое настроение.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
P.S. Еще статьи о русских художниках и их сказочных героях: И.Я. Билибине и М.А.Врубеле
А.Житков.
Источник