Стихи пушкина о молочнице

Стихи пушкина о молочнице thumbnail

Девушка с кувшином” (Молочница) — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры начала XIX века федерального и международного значения. Один из символов Царского Села.

А. С. Пушкин в 1830 году написал стихотворение «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Фигура девушки и разбитый кувшин отлиты из бронзы в мастерских Императорской Академии Художеств. Пьедестал – гранитная скала. До середины XIX века бассейн, куда поступала вода, был оформлен в виде грота.

Первоначально в этом месте находился родник. При Екатерине II к роднику построили каменную лестницу, а над струей и деревянным желобом, по которому она текла, была устроена арка на колоннах.

В 1808—1810 годах территорию между Большим прудом и Гранитной террасой превратили в уступы, были проложены дорожки, а устье бокового канала превратили в фонтан, который был запущен в 1810 году к столетию Царского Села.

Первоначально статуя была алебастровой. Бронзовая фигура «Молочницы» появилась во II половине 1816 года. Она была отлита в Академии художеств. Вокруг фонтана был создан романтический ландшафт.

Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, но обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет. Специальные исследовательские позволили выяснить и зафиксировать на чертежах имеющуюся систему водоснабжения. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.

Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.

В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.

Сюжетом к фонтану послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке –
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это – целых три выводка;
“Если постараться,- рассуждала она,-
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью – еще того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и ее продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и теленка?
То-то он будет скакать в стаде!”
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал –
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредет объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется “Кувшин молока”.
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы –
Все мы грезим наяву в свое удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один – никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моем челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришел в себя – ,
И я все тот же Жан-бедняга.

Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки.

У ее ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку.

Источник

Царскосельская статуя
Н.В.Н.


Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

 
Октябрь 1916, Севастополь
Анна Ахматова

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница».

В 1808–1810 годах на месте бывшего павильона Катальной горки в Екатерининском парке Царского села по распоряжению Александра I соорудили Гранитную террасу, а внизу у Большого пруда — Большую гранитную пристань. По зеленому склону проложили новые дорожки, связавшие террасу и пруд. А устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном. И еще через шесть лет, летом 1816 года, здесь появилась бронзовая фигурка, которой суждено было стать символом Царского села…

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Держа на голове кувшин с молоком, Перетта бежала в город на базар, а ее мечты — бежали далеко впереди нее: конечно же, за кувшин чудесного молока она выручит столько денег, что сможет купить сто яиц; вырастить из них и выкормить сто цыплят не составит никаких трудов; сто курочек легко обменять на поросенка, и «расходов будет грош»; а за крупного и хорошего поросенка она выберет в городе коровку или бычка и будет радостно смотреть, как они прыгают на лугу среди стада… Тут счастливая обладательница упитанного рогатого хозяйства от радости подпрыгнула — и уронила кувшин.

Бедная Перетта! С отчаяньем глядит она на черепки, на разлитое молоко, на разбитый кувшин — на разбитые мечты о курочках, поросенке и бычке… Такой запечатлел молочницу мастер декоративной скульптуры русского классицизма П. П. Соколов. Вернее, не совсем. Следуя традициям искусства начала XIX столетия, он изобразил не простую французскую крестьянку, а самую настоящую античную нимфу, изысканную, печальную, трогательную и необъяснимо притягательную… Вот и Александр Сергеевич, вспомнив ее осенью 1830 года в Болдине, посвятил ей «античные» строки:

Читайте также:  Дифлюкан для профилактики молочницы

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечна печальна сидит.

 — словно «вечная струя», течет пушкинский стих. И нет уже мечтательницы Перетты, забыто назидание Лафонтена, даже прозаический кувшин не избежал чудесной метаморфозы! Ведь урна, круглая невысокая античная ваза с широким горлом, — не простой сосуд. Лежащая на боку, с выливающейся из нее водой, она в искусстве и Древней Эллады, и эпохи Возрождения, и более позднего времени указывала на божество, обитающее в реке.
 

1870-е. Фонтан Молочница (Девушка с кувшином)

Быть может, не традициям своего времени следовал скульптор, когда изображал героиню басни в облике античной девушки, а хотел запечатлеть божество, обитающее в Царскосельском парке. Вот уже два столетия оно хранит это место, вдохновляет поэтов и всех, чья душа открыта гармонии… И потому хочется вновь и вновь приходить к прекрасной печальной деве, смотрящей на воду, слушающей тихий говор незримого гения, живущего в источнике, — а вдруг и тебе он нашепчет что-нибудь чудесное.

Светлана Обухова

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

И ее близняшки…

Статуя «Дева с разбитым кувшином» в парке усадьбы Суханово.

Эта чугунная статуя является точной копией (без каменного основания) с царскосельской скульптуры.
«Сухановская дева» первоначально находилась в парке у источника, недалеко от пристани, а затем была перенесена к мавзолею. Теперь она печалится над могилами Пестелей и Волконских.

К сожалению, сейчас статуя находится в плачевном состоянии: нет пальцев (как раз там должна была находиться ручка от кувшина), разбито основание, образовались дыры.

Если вам посчастливится  прогуляться в  небольшом уютном парке  позади усадьбы Бритц (Schloß Britz) под Берлином, то сможете там   обнаружить знаменитую «Девушку с кувшином» из парка Царского Села в Пушкине.   Немцы  называют скульптуру  «Milchmädchen» – “Молодая Молочница”. Оказывается, этот район Берлина Нойкельн (Neukölln)   является партнёром города Пушкин. И копию царскосельской статуи подарили  Берлину в 1989 году.

Но это еще не все…В парке усадьбы Малая Глинике (Klein Glienicke) перед самым въездом в Потсдам у того самого знаменитого моста, который называют «мост шпионов», можно  снова увидеть царскосельскую «Девушку с кувшином».  Но, как она сюда попала?

Замок был летней резиденцией принца Фридриха Карла Прусского. Когда Прусская Принцесса Шарлотта стала Императрицей Александрой Фёдоровной, то сделала подарок родному брату Карлу. И в этом случае можно увидеть только копию, подаренную тогда же в 1989 году, т.к. первая, старинная копия, погибла во время войны.

 

«Сухановская дева»

“Milchmädchen”  Schloß Britz
“Milchmädchen” Klein Glienicke
 
“Девушка с кувшином” Царское Село (г. Пушкин)

Источник

Вот и наступил этот день – символ нашего города, наша “царскосельская муза” , обожаемая всеми “Девушка с кувшином” благополучно пережила своё очередное суровое зимнее заключение и снова радует глаза всех прохожих и отдыхающих в нашем Екатерининском парке, угощая жаждущих своей холодной ключевой водой. Это верный признак того, что пришла настоящая Весна!Каждый раз, когда я “захожу к ней в гости” испить водицы, для меня это “Возрождение Чистой Ключевой Водой”. Сегодня же с нами к источнику “пришёл” и Михаил Иванович Глинка. Как говаривал Кот Бегемот: “Маэстро, врежьте марш!”

“Там Нимфа с таицкой водой Водой, которой не разлиться, Там стала лебедем Фелица И бронзой Пушкин молодой… ” Иннокентий Анненский. 1906г (упоминая воду таицких ключей, Анненский намекает на то, что он также, как и Пушкин, пил здесь ту же воду, которой “угощает” “девушка с кувшином”, то есть вскормлены они с одного источника)

???? Итак, кто же она такая?

История появления этой скорбящей, загадочной, вечно печальной “девушки” в нашем царскосельском саду весьма таинственна. Возможно кто-то будет настаивать, что это чуть ли не крестьянка Перетта из басни Жана Лафонтена «Молочница». Мне же по душе более романтичная история. Внимайте же!

В начале 19-го века император Александр I задумал к 100-летию Царского Села облагородить и благоустроить ту часть царскосельского сада, где сейчас находится Гранитная терраса с видовой площадкой, населённой мифологическими персонажами, с которой открывается красивейший вид на Большой Царскосельский пруд. В ходе работ на склоне, который и ведёт к пруду, обнаружили родник. Перепад уровня земли составлял более 2 метров. Вот тут у испанского, а к этому времени уже российского инженера-механика Августина Бетанкура ( кстати, это при его активном участии в 1832г. на Дворцовой площади была установлена Александровская колонна!) и родилась идея вблизи Большого пруда соорудить фонтан.

Августин Хосе Педро де Бетанкур (1758—1824)

Вот тут и вплетается в моё повествование мистицизм, романтизм и тайна. Император Александр Павлович был женат на Елизавете Алексеевне, у которой “лицо было ангельски кротким, греческий профиль, большие голубые глаза, белокурые волосы, а талия тонкая, как у нимфы”. У венценосной четы весной 1799г. родилась дочь Мария, которая в годовалом возрасте умерла. В конце 1806г. императрица снова родила дочь Елизавету, которую так же постигла печальная участь. Горе матери было безутешным! Возможно это и повлияло на решение императора “увековечить” печальный образ в бронзе той, кто являлся хозяйкой царскосельского сада и красота которой не оставляла безразличными художников и скульпторов тех лет. Посмотрите, какое сходство!

Немецкая принцесса Луиза Мария Августа Баден-Дурлахская, в православии Елизавета Алексеевна ( 1779 – 1826)

Идею “усадить” девушку на своеобразный “гром-камень” почерпнули у почившей в бозе бабки Александра I Екатерины II. Помните, как она поставила на “гром-камень” Медный Всадник? Меньше чем за год нашли подходящий гранитный камень, обтесали его до нужных размеров пьедестала и просверлили в нём “водовод”.

Придворный скульптор Павел Петрович Соколов (1764 – 1835) изваял самый настоящий шедевр. Присмотритесь! На камне сидит женщина, только что превратившаяся в статую, от которой глаз не отвесть! Она завораживает и не отпускает! А какая поза! Удивляет и то, как Соколов естественно “усадил” свою босоногую красавицу в ниспадающей греческой тунике, на выступ камня, где ей и суждено было отныне “грустить”. Как же всё гармонично!

Читайте также:  Молочница пмс или беременность

В этом месте позвольте мне ещё чуток подпустить мистицизма и тайн! Греческая туника девушки и греческий профиль императрицы – не намёк ли это? А Перетта то была француженкой! Дааа…. есть о чём подумать.

Все работы удалось завершить как раз к лету 1810 года, отметив таким образом 100-летие Царского Села. Но было и одно но… Отлить из бронзы статую удалось только к лету 1816 года. Литьё производили в Санкт-Петербурге в мастерской Императорской Академии художеств. До этого времени на “гром-камне” восседала “девушка” из гипса, которая до сих пор сохранилась и её можно видеть в Русском музее.

1816 год. Картина “Пейзаж у фонтана”. Фамилию художника выяснить мне, к сожалению, не удалось.

Перед самой оккупацией Пушкина 1941-44 годов, бронзовую статую закопали здесь же в саду, что к великой радости и спасло её. Уже к лету 45-го “Девушка” вернулась на своё историческое место, а фонтан с кувшином запустили в 1947-м. С тех пор, как говорил Александр Сергеевич, и “не зарастает к ней народная тропа”! Справедливости ради надо упомянуть, что в 1990 году оригинальную скульптуру, как особо ценную, перенесли на сохранность в Екатерининский музей, а в парке вот уж почти как 30 лет “сидит” её точная копия.

Чёрно-белое фото сделано в 1944 году, когда скульптура “девушки” была еще зарыта в земле, а глыба утопала в траве да мусоре.

“Девушка” была музой для многих поэтов и художников. Ей посвящали свои стихи Пушкин, Ахматова, Анненский! Анна Андреевна умудрилась даже “приревновать” деву к Пушкину. Вот какие страсти разыгрывались на этом удивительном месте, позволяющем поэтам выказывать своё восхищение! Прямо второй genio loci!

Я очень люблю возвращаться сюда снова и снова! И каждый новый раз как первый! Главное – не забывайте загадать и потереть ей ножку, и вы обязательно к ней вернётесь! Точно вам говорю!

А вот так 18 апреля при всём честном народе мы “пробуждали” ото сна нашу Царскосельскую Музу.

Репортажи об этом событии дадут телеканалы “Мир” ,”ТВЦ” и я, ваш виртуальный гид по Царскому Селу – Мэри М.

Есть ещё одна интересная история, связанная с нашей “девушкой с кувшином”. Присмотритесь на фото ниже. Ничего не напоминает?

Эту копию нашей царскосельской «Девушки с кувшином» подарила прусскому принцу Фридриху Карлу Александру его родная сестра Шарлотта, которая выйдя замуж за императора Николая I, приняла имя Александра Фёдоровна. Принц Карл, кстати, тоже был женат на внучке Павла I, Марии Луизе. С 1826 года подаренная скульптура “горюет” и над разбитым черепком на вилле Глинике недалеко от Потсдама, летней резиденции Карла. Но наша “девушка” всёж красивей и роднее! Не правда ли?

А на сегодня всё-ё! До новых встреч! ????

*     *     *

Буду рада Вашему ???? лайку и комментарию ???? !

Рада новым подписчикам моего канала «Записки царскосёла»

Жать СЮДА!

Peace & Love! Ваша Мэри М!

Уже в следующем выпуске мы совершим увлекательное путешествие по “Римским термам Камерона”. Нас ждут неповторимые в своём роде “Агатовые комнаты”. Не пропустите!

Источник

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

Материалы к урокам словесности

Болдинская осень…

Этими двумя словами мы по традиции называем те
три месяца – с 3 сентября по 30 ноября, – которые
провел Пушкин в имении Болдино Нижегородской
губернии в 1830 году. Ни один писатель нигде и
никогда не совершил то, что сделал Пушкин за эти
девяносто осенних дней, в кольце холерных
карантинов, на пороге нового и последнего этапа
своей жизни.

Здесь
же, в Болдине, явно под впечатлением от «Илиады»
(эта книга – в переводе Гнедича – только что
вышла, и поэт взял ее с собой!) пишет гекзаметром
несколько небольших стихотворений.

Видимо, в пушкинском миропонимании начала 30-х
годов была внутренняя потребность в гармонии, в
душевном равновесии
на фоне духовного разлада
и ощущения катастрофичности бытия. Как объяснял
Достоевский, «потребность красоты развивается
наиболее тогда, когда человек в разладе с
действительностью, в негармонии…».

Так или иначе, но Пушкин обратился к стилизации
античной поэзии. Стилизация – это намеренное
воспроизведение существенных черт какого-либо
«не своего», «чужого» стиля литературного
направления, эпохи, национальной культуры. В
хорошей стилизации на воспроизводимый стиль
всегда накладывается собственный.

Пять антологических пьес: «Царскосельская
статуя», «Отрок», «Труд», «На перевод Илиады»,
«Рифма» – воспроизводят черты стиля античной
поэзии (стихотворный размер, типичные образы, а
главное – взгляд на явления жизни, на мир,
свойственный античным поэтам).

Античный (лат. antiguus – древний) – относящийся к
истории и культуре древних греков и римлян.

Антологический – написанный в духе
древнегреческой лирической поэзии.

По своей лаконичности эти миниатюры порой
близки к формам надписи, изречения
(«Царскосельская статуя» – 4 строки, «Отрок» – 4,
«На перевод Илиады» – 2). Белинский писал:
«Простота и единство мысли, способной выразиться
в небольшом объеме, простодушие и возвышенность
в тоне, пластичность и грация формы – вот
отличительные признаки антологического
стихотворения».

Для уроков словесности и факультативов можно
использовать тексты Пушкина из цикла
антологических миниатюр.

Антологическое четверостишие Пушкина
«Царскосельская статуя» при желании могло бы
заменить целый философский трактат о смысле
искусства. Это дань Пушкина лицейским
впечатлениям, времени, проведенному в
Царскосельском парке, прекрасным образам,
которые не могли изгладиться в памяти, дань и той
земной печали, которая пребывает с человеком
вечно:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Лексическая работа

Урна (устар.) – сосуд, ваза.

Дева (стар.) – девушка.

Праздный – здесь: бесполезный, ничем не
занятый.

Не сякнет – не исчезает.

Изливаться – выливаться.

1. История создания стихотворения.

Читайте также:  Кровь при молочницы после акта

(Четверостишие написано по
воспоминаниям-впечатлениям от знаменитой
статуи-фонтана П.П. Соколова «Девушка с
кувшином», который сооружен в 1810 г. в
Царскосельском парке. Статуя изображает
Пьеретту – персонаж из басни Лафонтена
«Молочница и кувшин».)

2. Краткая справка о скульптуре.

Возвращаясь из Александровского парка,
пойдем в сторону Камероновой галереи (она рядом с
Большим прудом) и непременно задержимся у
грациозной фигуры бронзовой девушки, сидящей на
гранитной глыбе у неиссякаемого источника.
Скульптура создана в стиле ампир, для которого
характерна бронза. Мы видим плавный силуэт
печально склоненной головы… Ощущаем мягкость
девического тела, неуловимость струящейся
ткани…

В чем созвучность статуи и стихов?

(Стихи эти, классические по форме, созвучны
статуе. В четырех пушкинских строчках застыла
(как в бронзе скульптуры) печаль. Миг печали,
спокойный и умиротворенный в металле, нашел
отражение в антологической пьесе Пушкина, в
которой выхвачено из потока жизни и остановлено
силою искусства не мгновение счастья, упоения
полнотой бытия, а мгновение печали.)

Пушкинская «дева» в «Царскосельской статуе»
– воплощенное, скульптурно законченное
мгновение. Но у этого мгновения есть своя
предыстория. Она – в первой строке пушкинской
миниатюры: «Урну с водой уронив, об утес ее дева
разбила». Настоящее: «Дева печально сидит,
праздный держа черепок».

Проследим по тексту, как Пушкину удалось
волшебство скульптора «перевести» на свой,
поэтический язык.

Замечено, что Пушкин умел удивительно
пластически лепить образы своих героев словом (и
глаголом в частности!). Понаблюдаем за
глагольными формами, проследим, как в них
соединяются конкретность образа и лирическая
экспрессия.

Глаголы: разбила (прош. вр.);

сидит (наст. вр.);

не сякнет (наст. вр.).

В четырех строчках миниатюры – три
деепричастных оборота, которые дорисовывают
движение:

Дева разбила// уронив // – динамика.
Дева сидит // держа // – статика.
Вода не сякнет // изливаясь // – вечность.

В «Царскосельской статуе» вечное – не только
угол зрения на античность, оно входит и в тему
этой миниатюры. Обратим внимание на композицию
стихотворения. В чем ее своеобразие?

(Четные строки в чем-то повторяют друг друга:

2. Дева печально сидит, праздный держа черепок.

4. Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.)

В чем различие этих строк?

(Внутрь второй фразы чудно вставлено
«устройство» из четырех слов («над вечной струей,
вечно»), которое вдруг заработало наподобие perpetuum
mobile. И вот уже сквозь бытовое и преходящее
(«праздный держа черепок») проступило вечное. В
этой строке (4-й) заключено сжатое изложение всей
темы!

Над страницами журнала
«Лицейский мудрец»

Какова смысловая функция повторяющихся
слов?

(Мы видим, что смысловые акценты слова,
переклички и сближения ведут нас к существу
авторской мысли о вечной струе жизни.

Вечная струя жизни – символ, насыщенный
античными философскими ассоциациями. Образ
потока, реки бытия, знаменующий вечное
обновление и одновременно вечное постоянство
неиссякающей жизненной стихии, – к нему не
однажды прибегали античные философы.)

Какая мысль о жизни и чуде искусства заключена
в последней строке, в которой варианты
повторяющегося слова: вечный – вечно?

(Совершилось чудо одухотворения. Жизненный
миг преобразился, наполнился смыслом и,
одухотворенный, перестал быть мгновением,
сделался причастным к вечности.)

Разрушая традиционные языковые каноны
романтизма, Пушкин резко сокращает количество
прилагательных в роли определений, но те, что он
употребляет, несут огромную смысловую и
экспрессивную нагрузку. Докажите это на примере
стихотворения «Царскосельская статуя».

(Прилагательное-определение вечный
указывает на такое качество предмета, которое
определяет его сущность. Одним метким
словом-прилагательным сказано о Вечности.

Вечный – 1. Бесконечный, сохраняющийся на
многие века, не перестающий существовать. 2.
Бессрочный.

вечная статуя (прил.);

вечно сидит (наречие при глаголе).

В простом как будто описании скульптуры звучит
мысль Пушкина о чуде искусства, которое способно
частный случай возвести в художественный образ и
сохранить его навеки для людей, т.е. перевести в
вечность!)

Нумер 14.
Здесь жил лицеист Пушкин

В какой строке заключено это «чудо
одухотворения»?

(Сдвиг произошел в третьей строке. Здесь
удивительно само удивление: человек знает, что
перед ним статуя-фонтан, что все объяснимо, что
устройство простейшее, и все же восклицает:
«Чудо!». Это-то восклицание и определяет дух
всего стихотворения; читая его, мы учимся
удивляться. Искусства без удивления не бывает.)

Проследим, как ритм гекзаметра передает
гулкие раскаты явления этого чуда.

(УрнУ – Уронив – Утес – ЧУдо у-у-у-у! А вот
наконец слово веЧность, – точнее, его
звукообраз промелькнул в словах пеЧально,
Черепок,
а затем, ударившись о Чудо, стал
самим собою. Оказывается, Вечность была с нами с
самого начала, только мы ее не замечали. И
понадобилось чудо искусства, чтобы мы ее
заметили.)

Обратим внимание на удивительную звукопись:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Повторяющиеся у, р, ч (у–7, р –9, ч
– 6) создают определенное звуковое впечатление.
Вслушиваешься в мерное, спокойное течение этого
дактилического размера, и кажется, что в самом
деле журчит вода, выливаясь из разбитого кувшина.

Мерный – ритмичный, размеренно-неторопливый. Мерный
звук прибоя. Мерная речь. Идти мерным шагом.

Почему повторяются и варьируются некоторые
слова и как это помогает отобразить волшебство
искусства?

(В последних двух строках повторяются и
варьируются дева, урна, вода, печально, сидит,
разбитой (разбила).
Поэту нужен речевой ряд,
чтобы на его фоне крупнее и неожиданнее блеснули
новые грани слова и смысла.
А кроме того, ему
нужно повторение слова, ибо нужна единая
мелодическая тональность – эта музыка печали,
которой пронизано стихотворение. Наконец, речь
идет о «чуде», о волшебстве искусства, а
настойчивое повторение слова несет в себе эффект
магического.)

Статья опубликована при поддержке компании “Ломторг”, осуществляющей приём металлолома в Москве у физических и юридических лиц. Профессиональный оценщик из “Ломторга” готов выехать на любой объект, произвести тщательный осмотр предложенного товара, после чего дать приблизительную оценку его стоимости в зависимости от состояния, необходимости демонтажа, транспортировки, сортировки, объемов и пр. Если предложенная цена устроит клиента, высококвалифицированные специалисты компании быстро и качественно произведут демонтаж конструкций, если он необходим, сбор, погрузку и вывоз металлолома с территории заказчика. Клиенту останется только пересчитать деньги за сданный лом и с удовлетворением обозреть очищенную от металлохлама территорию. С подробной информацией об услугах компании и их стоимости можно ознакомиться на сайте metallolomindustriya.ru.

Н.В. КОЛЕНЧИКОВА,
г.  Минск

Источник