Социогенные потенции человека это

Социогенные потенции человека это thumbnail

Социогенные потребности являются следствием принадлежности человека к определенному микросоциуму. Желание удовлетворить эти потребности вынуждает человека к социально-приспособительному поведению. Содержательную часть такого поведения мы рассмотрели ранее при раскрытии сущности функции организации.

Социогенные потребности мы будем рассматривать в двух аспектах, в отличие от социальных потребностей по модели Маслоу.

Первый аспект отражает тот факт, что человек работает не только ради денег. Поэтому одних экономических стимулов ему недостаточно. Люди всегда нуждаются в моральных стимулах. Особенно подвержены моральным стимулам люди первой и третьей жизненной позиции модели Берне. Известное выражение «хорошее слово и кошке приятно» лишь подчеркивает важность использования в менеджменте моральных мотивов.

Здесь уместно привести рекомендации по искусству похвалы как важного мотив; в поведении индивидуума.

Похвала – самое действенное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку требуется признание, любовь, поддержка и постоянно новые стимулы.

Каждый человек, независимо от уровня его умственных способностей, вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – это самое действенное средство при общении с людьми.

Похвала – это положительная сила, которая действует сама по себе.

Жажду признания и уважения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерная похвала.

Хвалите человека, когда вы с ним находитесь наедине, так он станет вашим другом. Если вы хвалите его в присутствии других, он будет испытывать еще большую преданность вам. Если вы хвалите его способности, ставя в пример другим, он будет каждому рекомендовать вас и защищать вас от любых нападок.

Опыт и специальные исследования психологов и социологов показывают, что остается немало неиспользуемых резервов человеческого фактора, которые могли быть использованы руководителями. Это и свойственное нам достоинство, и стремление быть первым, награды и степени, неуклонный профессиональный и должностной рост свобода и независимость. Особое внимание к начинающим и вновь пришедшим, желание не отставать от жизни и многое другое.

Этот аспект социогенных потребностей человека достигается через социальные интересы (п. 2.3) и моральные стимулы.

Второй аспект социогенных потребностей отражает естественное стремление человека к причастности: чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, совместные действия поддержки, чувство понимания. Эти потребности (социальные потребности по модели Маслоу), являясь следствием принадлежности к микросоциуму (группе), обуславливают такие приспособительные акции, как: соизмерение своих поступков с принятой группой нормой, верности группе, стремление поддержать ее престиж, отношения с коллегами и руководством, стиль подчинения и др. Приспособительное поведение в перечисленных направлениях превращается в мотивирующие факторы.

Потребность в принадлежности к ближайшему окружению удовлетворяется через подчинение индивидуальных интересов, коллективным интересам. Ведь от того, насколько мы приспособлены к тем, кто нас окружает, часто во многом зависит выполнение производственных заданий, эффективность участия в разных мероприятиях, в целом отношение к тому, чем мы заняты.

Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая дает им обширные возможности общения с коллегами. Мотивом в формально созданной группе являются дух единой команды и групповая ответственность, а результаты совместного труда. Это достигается созданием и поддержанием атмосферы положительных межличностных отношений и контактов, а также умелым де­легированием полномочий. Этот аспект социогенных потребностей создает основу духовных интересов (п. 3.4).

Люди обычно знают, почему они работают совместно в формальных группах. Как правило, они либо хотят обеспечить достижение своих целей, согласовав их с общими целями группы, или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой группе или организации в целом. Стремлением к их удовлетворению обусловлены такие духовные интересы, как приспособление к ценностям группы, этические нормы поведения, защита престижа группы, дружеские отношения к коллегам и т. п.

Социальные и духовные интересы находят отражение в целях социального развития коллектива, комплекса мероприятий, включенных в планы социального развития, направленных на удовлетворение именно этих интересов членов коллектива организации.

Таким образом, социогенные потребности активизируют социально-приспособительное поведение индивидуумов, вызывая определенные сдвиги каких-то физических показателей. Подобные явления определяли круг социальных мотивов, которые адаптируют поведение человека к той микросреде, в которую он включен формально и непосредственно.

Побудительными мотивами, способными активизировать деятельность человека в группе, могут быть:

работа, которая позволяет людям общаться между собой;

дух единой команды, создаваемый на рабочих местах;

условия, создаваемые для социальной активности членов группы вне ее рамок;

похвала и другие виды внимания к подчиненным;

периодические совещания, проводимые с группой, что создает обратную связь и принадлежность членов группы к процессу выработки и принятия решений руководителем.

Эти факторы создают предпосылки к развитию социальных и духовных интересов. При этом группа в целом сможет эффективно выполнять свои задачи только при условии, что задачи каждого из членов определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности.

Источник

Большинством психологов потребность определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа потребностей связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потребность как «потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания».

Существуют более развернутые классификации потребностей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности, или компетентности, и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе отпечаток культурных традиции. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответственно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию иерархии потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют средства массовой информации (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Например, на основе любознательности ребенка можно формировать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруистическую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно историческую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу информации от одного человека к другому. Но затем (с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о целой группе потребностей. Вовторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какойто группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идеологии большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социальнотипические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуальносвоеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности представляют интерес не только для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 637.
3. Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси,  1974. С. 118120.
4. Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностноинформационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.
5. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т 1.С. 12—55.

Источник: 

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Материалы по теме

Потребности мужчин и женщин

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Потребности личности

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Мотив как потребность

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Потребностно мотивационная сфера личности

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Потребность в общении

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Аффилиация в общении: что это такое

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Эмоции и потребности

Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека

Источник

1У человека есть несколько базовых потребностей, которые обязательно должны быть реализованы. Иначе он ощущает себя несчастным и неудовлетворенным жизнью, даже если другие его желания
выполняются.

Одна из таких потребностей – жажда признания. Она основана на инстинкте доминирования – одном из базовых инстинктов наравне с инстинктом размножения, поиском пищи и потребностью в безопасности.

Эти инстинкты сильнее любого воспитания, представлений о хорошем и плохом или усилий воли. Поэтому желание почувствовать собственную значимость в глазах других людей невозможно подавить или игнорировать.

Многие из нас воспитаны в представлении, что обращать на себя внимание, выделяться, вообще думать о себе – нехорошо. Но все, что мы можем сделать – это заставить эту потребность искать себе другие выходы. И, как правило, психика находит их: мы начинаем “добывать” значимость нездоровыми способами.

Самые распространенные способы удовлетворения базовой потребности в признании:

  • Услужливость и уступчивость, стремление быть для всех хорошим даже в ущерб себе
  • Позиция жертвы, чтобы вызвать жалость и получить внимание
  • Асоциальное, вызывающее поведение
  • Сильная занятость на работе, любая слишком интенсивная деятельность без отдыха
  • Психологические игры
  • Зависимости, болезни
  • Попытки доказать себе и другим превосходство, силу и власть

Все это ведет к потере сил и ресурсов и в итоге заставляет человека жить не своей жизнью.

Стремление быть хорошимСтремление быть хорошим

Один из самых простых способов реализовать базовую социальную потребность в признании – радовать других людей. Это не такое уж плохое желание, если идет из искреннего желания дать счастье окружающим, из собственной наполненности. Но когда мы делаем доброе дело или оказываем услугу с основной мотивацией покрасоваться и получить признание – это становится не очень здоровым. Более того, мы тратим ресурсы на других, в то время как нам самим может их не хватать.

Позиция жертвы

Вызвать к себе жалость – популярный способ получить внимание и признание. Если у человека стоит запрет на достижения и привлечение к себе внимания ими, можно, по крайней мере, сказать «смотрите, какой я несчастный». Главный подвох состоит в том, что от позиции жертвы потом сложно отказаться – вторичная выгода в виде признания слишком важна, а получать его таким образом довольно просто – не нужно делать никаких усилий.

Еще на эту тему в статье «Состояние жертвы. Что делать и кто виноват?»

Асоциальное поведение

Для многих этот способ становится основным. Здесь кроется множество вторичных выгод. Это и способ получить внимание, и возможность доказать свою силу, особенность, отличие от других. Люди, которые ведут себя демонстративно не так, как все, постоянно привлекают внимание, причем оно не всегда негативное – кто-то одобряет их, кто-то осуждает. Но главное – о них говорят и ими интересуются.

Трудоголизм

Социально одобряемый способ доказать свою значимость, но в реальности – такой же нездоровый, как все остальные. Переутомление, неумение вовремя остановиться и спланировать действия, и порой даже неспособность заметить что-то важное. Кроме одобрения окружающих трудоголик получает прекрасный повод не решать проблемы в различных сферах своей жизни и не оставаться наедине с собой – ему просто некогда.

Еще на тему зависимости от работы читайте в статье «Лентяи и трудоголики – кем быть выгоднее?»

Психологические игры, зависимости и болезниПсихологические игры, зависимости и болезни

Практически любая игра помогает кому-то из участников ощутить свою важность. К примеру, «Я не понимаю» – там ведущий снова и снова не понимает то, что ему объясняют, получая возможность не действовать, плюс дополнительное внимание. Здесь значимость получает тот, кто объясняет ведущему раз за разом одну и ту же вещь. Он ощущает себя умным и значительным.

О других играх читайте в статьях:

  • «Если бы не ты»
  • Игры, которые мешают нам быть счастливыми

Болезни – распространенный способ получить внимание и сочувствие окружающих. Конечно, мало кто заболевает специально, чтобы получить желаемые бонусы. Но бессознательно так поступают сплошь и рядом. Большинство из нас устроены так, что невольно начинает уделять больше внимания заболевшим близким и друзьям – и устоять перед таким искушением довольно сложно.

Зависимость – тоже своего рода болезнь. И с ее помощью можно не просто получить внимание, но и начать бесконечную игру с множеством участников, где одни будут осуждать зависимого и преследовать его, другие – помогать ему. Если речь идет об алкоголизме, то в процессе можно стать агрессором, потом жертвой. И все это можно затянуть на неопределенное время. В статье о состоянии жертвы подробно описано, как зависимость может стать игрой.

Самоутверждение за счет других

Показать другим свою силу, превосходство или власть – для многих главный способ ощутить значимость. Это напрямую связано с нестабильной самооценкой и ее разными типами. Человеку с такой самооценкой с детства внушено представление о том, что нужно делать, чтобы чувствовать себя адекватно, «в плюсе». Это своего рода «условия признания». Если он не выполняет их, у него возникает нехватка признания.

Подробнее о нестабильной самооценке читайте в статьях:

  • Нужны ли вы сами себе? Самооценка и свобода выбора
  • Все мы родом из детства. Откуда «растет» самооценка
  • Удобный ребенок. Воспитание или подавление?

Как получать значимость здоровым способомКак получать значимость здоровым способом?

  • Реализовываться в любимом деле
  • Получать одобрение окружающими за то, что для вас естественно
  • Одобрять самого себя
  • Давать признание другим

Реализация

Лучшее, что можно сделать, чтобы получать признание – добиваться успеха в той деятельности, которая для вас естественна, то есть реализовываться в любимом деле. Там постепенно придут и деньги, которые тоже подкармливают нашу жажду признания. Это самый надежный, но не быстрый путь.

Одобрение окружающими без подстройки под них

В отличие от попыток подладиться и подольститься под людей, это вполне здоровый способ получить признание. Здесь вы не пытаетесь подстроиться под чьи-то ожидания, а находите то, что действительно вам свойственно и при этом вызывает одобрение. Возможно, вы удивитесь, но таких качеств немало. Вы можете понаблюдать за собой и другими, но самое простое – спросить у близких, друзей и коллег, за что они вас ценят. Вы можете получить много интересной и вдохновляющей информации. Очень часто то, что кажется нам само собой разумеющимся, окружающие видят как очень ценное качество.

Признание в собственных глазах

Есть еще один способ, который может помочь вам получить значимость прямо сейчас. Просто вспомните свои положительные качества и достижения. Возможно, вы привыкли к ним и не придаете им значения. Но они есть и они реальны прямо сейчас. Приучите себя постоянно помнить о своих сильных сторонах: ведите дневник достижений и восхищения собой, регулярно хвалите себя. И принимайте похвалы других, радуйтесь им, не прячьтесь за «ой, ну что вы». Благодарите и признавайте позитивное внимание в вашу сторону.

Признание самого себя не заменит вам внимания других – все-таки человек – социальное животное. Но значительно снизит напряжение, в котором  мы часто оказываемся из-за нехватки значимости.

Давайте признание другимДавайте признание другим

Теперь, когда вы знаете, насколько людям важно получать признание, многое в поведении окружающих станет вам понятнее. Попытки приукрасить свои достижения, высокомерие и хвастовство, попытки давать советы, демонстрация силы или психологические игры – все это часто обусловлено именно жаждой признания.

И если вы будете смотреть на это с пониманием и добротой, признавая право окружающих на ваше внимание и принятие – вы сможете получить признание совершенно особого рода – от людей, благодарных вам за то, что вы заметили их и оценили.

Давайте внимание и признавайте значительность других. В ответ они будут признавать вашу.

Вадим Куркин

Источник