Семейство молочницы братья ленен

Вундеркинды живописи Братья Ленен являются одними из самых выдающихся французских художников XVII века наряду с Николя Пуссеном и Жоржем де Ла Тур. Их картины были приобретены известными историческими фигурами (даже самой Екатериной II!). А сейчас их работы украшают стены крупнейших музеев. Загадка братьев Ленен очаровывала искусствоведов и вызывала споры на протяжении более века.
Биография братьев
Творчество братьев Ленен – одна из величайших загадок французской живописи XVII века. Было три брата Ленен: старший Антуан, затем Луи и, наконец, Матье. Все они родились в Лане (север Франции) между 1600 и 1610 годами. О биографии братьев известно крайне мало. Они переехали в Париж в 1629 году в роскошный квартал Сен-Жермен-де-Пре, где обычно жили художники из провинции или из-за границы. В то время только Антуан был признан мастером и руководителем мастерской, а два его брата просто работали вместе с ним.
Антуан Ленен «Музыкальная встреча» (год неизвестен) / Фото: alamy.com
Братья Ленен практиковали все жанры: религиозную и мифологическую живопись, индивидуальный и групповой портрет, жанровое искусство. В 1630-е годы у них преобладали заказы на религиозные картины. Затем братья обратились к крестьянскому жанровому искусству, показывая беднейших людей с необычайным чувством человеческого достоинства. Хотя популярным в то время было изобразить крестьян в карикатурных и насмешливых образах. В этот период братья переняли принципы голландской групповой портретной живописи, и их искусство приблизилось к совершенству.
Луи Ленен «Счастливое семейство» (Лувр) 1642 / Фото: britannica.com
Шедевры братьев датируются 1640-ми годами: «Крестьянские семьи», «Кузница» или «Фермерский вагон», выставленные в Лувре. Эти работы демонстрируют с абсолютной точностью простой и духовный образ крестьянской жизни. Творчество братьев Ленен – это также небольшие гравюры на медных пластинах до монументальных религиозных композиций, не говоря уже о мифологических картинах, наполненных с особой чувственностью. После «Крестьянской семьи в интерьере», которая сегодня находится в Лувре, некоторые из работ братьев стали настоящими иконами в истории искусства, а их жизнь остается загадочной и приводит к множеству противоречивых интерпретаций.
Матье Ленен «Музыканты» (год неизвестен) / Фото: christies.com
В чем же загадочность братьев?
Загадка №1. Есть одно НО. Хотя создание картин в мастерской было совместным, их творчество – это все еще работа трех разных людей. Историки стремились идентифицировать и изолировать роль каждого из них, потому что эпоха, пропитанная индивидуализмом (важный императив для выражения гения!), пытается справиться с видением «коллективного искусства». Суть загадки касается соответствующей роли каждого брата в их общей работе: картины неоднородны, хотя основные темы раскрывают доминирующую личность того или другого.
Эти работы представляют собой настоящую проблему для искусствоведов и составляют самую суть «тайны братьев Ленен».
Работы братьев Ленен «Две девочки» / «Кузница»
Загадка №2.
Но тайна, окружающая братьев Ленен, на этом не заканчивается. Помимо предполагаемого разнообразия их личностей, завеса тайны также окутывает многие их композиции. Откуда такой особый интерес к крестьянским сценам у представителей парижской элиты? Как сформировалось столь нестандартное сочетание популярных крестьянских элементов с элементами буржуазии, которое никогда не встречается в действительности? Откуда, наконец, это чрезмерное присутствие детей, иногда одетых в жалкие, а иногда и буржуазные наряды – и все это в одной картине? Некоторые видят в этом особое сочувствие братьев Ленен к благотворительным действиям.
Работа братьев Ленен «Крестьянская телега» (1641)
Роль каждого брата
Исходя из множественных споров искусствоведы привели свою интерпретацию о роли каждого из братьев:
1. Антуан, старший, был автором небольших групповых портретов в несколько архаичном стиле и неуклюжих пропорциях. Он любил свободную и яркую палитру, детские сцены.
2. Луи считается настоящим гением искусства в этой семье, автором «большого стиля» братьев Ленен. Ему приписывают все самые амбициозные работы, самые новаторские и совершенные: крестьянские сцены, мифологические сюжеты, демонстрирующие чувственность, лучшие портреты. Его стиль – строгий, мощный, в оттенках коричневого, зеленого, серого и синего.
3. Матье – самая спорная фигура в семье, и мнения о нем широко расходятся. Тот факт, что он пережил двух своих братьев, которые умерли в 1648 году, похоже, играет не в его пользу. После 1648 года Матье потерял все самые лучшие качества, наработанные в мастерской вместе с братьями. Его картины приобрели более нелепую форму искусства без необходимости поддерживать собственную художественную репутацию или репутацию студии. Хотя, обогащенный репутацией мастерской и преемственностью своих братьев, Матье приложил все усилия для совершенствования семейного дела. Ему приписывают мастерство, чувство расстановки позы, ракурса и более разнообразную цветовую гамму. Как и его братья, Матье был портретистом. При этом он добился гражданских и воинских почестей и даже дворянства.
Работа братьев Ленен «Семейство молочницы» (ок 1641)
Творчество братьев-художников – свидетельство того ошеломительного успеха, которого они достигли при жизни. Как и многие гениальные художники они позже были забыты, а заново открыты искусствоведом и апостолом реализма Шанфлери лишь в середине XIX века. Шанфлери видел в братьях предшественников, отражающих на полотнах истину о жалкой реальности крестьянской ситуации своего времени. Это художники, которые, несмотря на свою преимущественно парижскую карьеру, по-прежнему были сильно привязаны к сельской местности своего родного края. Тайна окутывает братьев Ленен, которые, как это ни парадоксально, были самыми талантливыми и заслуженно известными художниками своего времени. Работы братьев Ленен являются сегодня иконами французского искусства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Суббота, 09 Августа 2014 г. 08:35
+ в цитатник
Шедевры Эрмитажа
/ французские мастера XIV—XVIII веков
ЛУИ ЛЕНЕН
1598-1648
Семейство молочницы
1640-е гг. Холст, масло. 51 X 59 см.
Картина «Семейство молочницы» давно уже завоевала себе славу одного из самых выдающихся шедевров Луи Ленена.
Художник выделяется необычайной самобытностью даже на фоне блестящей культуры Франции XVII века. Восприняв лучшие черты этой культуры — философскую ясность взгляда на мир, высокое моральное достоинство, духовную силу и гармоничную уравновешенность художественного языка, — он выбрал скромное место в стороне от ее магистральных путей.
По таланту равный самым замечательным мастерам века, Ленен постоянно изображал то, чего никто из них не удостаивал вниманием, — повседневную жизнь французских крестьян и ремесленников. Выходец из третьего сословия, он посвящает ему свое творчество—глубокое, тонкое, строго правдивое и одухотворенное мягкой человечностью.
Именно в таком свете предстают перед нами персонажи «Семейства молочницы», простые и бедные люди, воплотившие спокойное достоинство, стойкость перед невзгодами, умудренность и силу духа. Даже детей отличает сосредоточенная серьезность, придающая им особенное, немного грустное обаяние.
В европейской живописи найдется немного изображений детей, прелестью и трогательной независимостью характера равных образу девочки, стоящей позади ослика, по-мальчишески засунув руки в карманы длинного фартука.
В «Семействе молочницы» Ленен выступает и как великолепный портретист, наделенный даром тонкого психологизма, и как оригинальнейший мастер пейзажа, за два столетия до Коро предвосхитивший его проникновенный лиризм. Но и второстепенные детали картины, будь то изображения животных или натюрморт, доведены им в художественной законченности до высоты шедевра.
Эта широта и разносторонность таланта соединяются у Ленена с редкой цельностью видения, с умением легко и естественно находить для всего разнообразия мира ясные, обобщенные формы.
Композиция Ленена проста и немногословна. Четыре фигуры, стоящие вокруг ослика, образуют свободную и пластичную группу, как бы сошедшую с барельефа. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий. Этому ритму подчинен и цвет.
Краски, звучные и глубокие в правой части полотна, постепенно светлеют к противоположному краю картины. Они становятся прозрачнее, массы и объемы теряют плотность и материальность: свет и воздух насыщают пространство, безраздельно торжествуя в чудесной панораме, лежащей внизу. Монументально и величаво выглядит на фоне этого пейзажа семейная группа, изображенная художником.
Картина поступила в Эрмитаж между 1774 и 1783 годами.
.
Серия сообщений “Шедевры Эрмитажа. Старые мастера”:
Часть 1 – ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР 1732-1806 Поцелуй украдкой
Часть 2 – КЛОД ЛОРРЕН (Желле) 1600-1682 Утро
…
Часть 23 – «Набережная в зелени»
Часть 24 – Хозяйка и служанка во внутреннем дворике
Часть 25 – ЛУИ ЛЕНЕН ~ Семейство молочницы
Часть 26 – Савояр с сурком
Часть 27 – ГЕРАРД ТЕРБОРХ – Бокал лимонада
…
Часть 32 – Портрет чужой, но лицо-то — моё!
Часть 33 – ФРАНС ХАЛЬС Мужской портрет
Часть 34 – ЯКОБ ИОРДАНС 1593-1678 Бобовый король
Метки:
Шедевры Эрмитажа
ЛУИ ЛЕНЕН
Семейство молочницы
Понравилось: 1 пользователю
Источник
Луи Ленен (1593-1648)
Семейство молочницы
Луи Ленен — один из братьев Ленен — французских живописцев, работавших в XVII веке, когда искусство их страны было, в основном, придворным. Но братья Ленен не расписывали церквей и дворцов, их произведения не претендовали на парадную величавость и торжественность. Антуан, Луи и Матье Ленен вошли в историю французского изобразительного искусства как родоначальники бытового жанра.
Семья Ленен жила в провинциальном городке Лане. Отец был королевским сержантом при судебной камере, разбогатевшим благодаря собственной предприимчивости. Первым учителем братьев Ленен считают иностранца, возможно фламандского живописца, жившего в Лане. В 1629 году старший брат Антуан вступил в корпорацию сэн-жерменских живописцев в Париже и стал во главе общей с братьями мастерской. Вероятно, Ленены никогда не порывали связей с родным Ланом, хотя и жили в Париже. Полудеревенская, полугородская среда зажиточных крестьян прочно входит в их произведения, составляя как сюжетную основу, так и постоянно обновляющийся источник образного содержания. Известность братьев Ленен росла, в Париже у них составился определенный круг заказчиков, и в 1648 году они были приняты в Королевскую Академию живописи и скульптуры.
Визит к бабушке
Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин.
По-видимому, в 20-х годах были созданы «Юные музыканты» и «Мастерская художника» с типично фламандским чйодходом к решению темы, свидетельствующие, что в это время Луи был еще всецело под обаянием искусства старшего брата.
Пейзаж с крестьянами
В 30-х годах Луи Ленен по всей вероятности побывал в Италии и испытал воздействие модного там тогда течения — караваджизма. Вернувшись с запасом ярких, свежих впечатлений, он сознательно обратился к монументализации своих жанровых работ, стремясь придать им некий синтетически обобщающий характер. Сюжеты, самые простые и непритязательные, получали в его исполнении особую значительность, живописную красоту, даже торжественность. «Возвращение с сенокоса» (1641), «Трапеза крестьян» (1642), «Остановка всадника», «Посещение бабушки» (1642), «Семья молочницы» — лучшие полотна Ленена.
У них очень продуманная композиция с контрастом между легкой воздушностыо пейзажа и ощутимой материальностью первоплановых фигур, с четким почти геометрически правильным построением и равновесием масс. Колористическая гамма несколько скупа, но очень благородна в сочетании серых, белых, коричневых тонов с ударами розово-красного, желтого, синего, зеленого цветов при доминанте серебристо-серого. Точный рисунок, национальный типаж лиц, какое-то эпическое спокойствие общей эмоциональной атмосферы картин составляют основные особенности творческой манеры Луи Ленена.
Крестьянская телега (также Повозка, Возвращение с сенокоса)
Образам крестьян в его картинах одинаково чужды и грубость и слащавая идеализация. Это серьезные люди — труженики с честными открытыми лицами и уверенной неторопливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы. Такая трактовка образов простолюдинов была достаточно смелой и новаторской по тем временам. Мир крестьян Ленена — это отнюдь не мир униженных и оскорбленных: ни тени забитости, житейской подавленности. Наоборот, внутреннее благородство, огромная человечность при совершенной художественной убедительности.
Крестьянская свадьба
Ленен был подлинным реалистом, далеким от натуралистического понимания задач художника, активно, творчески осваивавшим мир.
Портреты кисти Луи Ленена — «Портрет маркизы Фарбен Янсон», «Портрет мальчика» — просты и бесхитростны, религиозные композиции, а их тоже случалось писать художнику, носят ярко выраженный жанровый характер. Немногочисленные пейзажи отличаются верностью наблюдения, некоторой интимностью восприятия природы и необычайным мастерством передачи серебристого, прозрачного воздуха.
Последние материалы в этом разделе:
ââ Ðиже ÑмоÑÑиÑе на ÑемаÑиÑеÑкое ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑво (ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ маÑеÑиалÑ) ââ
Источник