Пушкин о статуе молочницы

Пушкин о статуе молочницы thumbnail

Девушка с кувшином” (Молочница) — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры начала XIX века федерального и международного значения. Один из символов Царского Села.

А. С. Пушкин в 1830 году написал стихотворение «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Фигура девушки и разбитый кувшин отлиты из бронзы в мастерских Императорской Академии Художеств. Пьедестал – гранитная скала. До середины XIX века бассейн, куда поступала вода, был оформлен в виде грота.

Первоначально в этом месте находился родник. При Екатерине II к роднику построили каменную лестницу, а над струей и деревянным желобом, по которому она текла, была устроена арка на колоннах.

В 1808—1810 годах территорию между Большим прудом и Гранитной террасой превратили в уступы, были проложены дорожки, а устье бокового канала превратили в фонтан, который был запущен в 1810 году к столетию Царского Села.

Первоначально статуя была алебастровой. Бронзовая фигура «Молочницы» появилась во II половине 1816 года. Она была отлита в Академии художеств. Вокруг фонтана был создан романтический ландшафт.

Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, но обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет. Специальные исследовательские позволили выяснить и зафиксировать на чертежах имеющуюся систему водоснабжения. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.

Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.

В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.

Сюжетом к фонтану послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке –
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это – целых три выводка;
“Если постараться,- рассуждала она,-
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью – еще того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и ее продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и теленка?
То-то он будет скакать в стаде!”
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал –
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредет объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется “Кувшин молока”.
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы –
Все мы грезим наяву в свое удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один – никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моем челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришел в себя – ,
И я все тот же Жан-бедняга.

Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки.

У ее ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку.

Источник

Пушкин о статуе молочницы Пушкин о статуе молочницы

История фонтана «Девушка с кувшином»

В 1808–1810 годах Александр I отдал распоряжение начать благоустройство того участка, где раньше была Катальная гора. Работой руководил садовый мастер И. Буш и архитектор Л. Руска. Между Большим прудом и Гранитной террасой был склон, который оформили в виде зеленых уступов, были проложены дорожки, а устье бокового канальца превратили в фонтан (проект инженера А. Бетанкура). В этот момент и возник замысел декорировать эту территорию парка скульптурами. Но фигура «Молочницы» появилась здесь лишь летом в 1816 году. Статую изготовил известный в то время скульптор П. П. Соколов. Источником сюжета послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Пушкин о статуе молочницы Пушкин о статуе молочницы

Особенности фонтана «Девушка с кувшином»

Скульптуру отлили из бронзы в Академии художеств. Пьедестала для бронзовой девушки служит гранитная скала. Ее разбитый кувшин, лежащий у ног, бежит струя воды, уходящую в сообщающийся с фонтаном бассейн. В первом варианте бассейн был исполнен в виде грота, к которому вела лестница, сделанная из пудостского камня. Грот существовал только до середины девятнадцатого столетия. 

Пушкин о статуе молочницы Пушкин о статуе молочницы

Современное время

В годы Второй мировой войны перед оккупацией города Пушкина немецкими захватчиками фигура «Молочницы» была зарыта, поэтому фонтан не пострадал. Сегодня оригинал «Молочницы» находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которую сделали в 1990 году. Другое более известное название фонтана Молочница» — «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином». 

Пушкин о статуе молочницы Пушкин о статуе молочницы

Басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком»

Удобно и легко одета,
Кувшин на голову поставив с молоком,
В короткой юбке, чуть не босиком,
Спешила в город на базар Перетта.
Себя мечтой веселой окрыляя,
Молочница решила молодая,
Что будет поставщик на деньги тароват:
«Куплю тогда яиц и выведу цыплят,
У дома, во дворе, их выкормлю прекрасно,
Лисица к ним залезть попробует напрасно;
Я все обдумала хитро, умно и тонко;
Продав цыплят, куплю, конечно, поросенка,
Чтоб вырастить свинью, расходов будет грош,
Ведь поросенок мой и крупен, и хорош,
А денег за него я получу не мало.

Пушкин о статуе молочницы Пушкин о статуе молочницы
Хотела бы я знать, что мне бы помешало
Не нагружать себе напрасно кошелька,
А выбрать в городе корову и бычка,
Мне будет за труды достойная награда
Смотреть, как прыгают они средь стада».
Тут прыгнула она сама так высоко,
Что, уронив кувшин, разлила молоко.
К нему прибавились и новые утраты:
Погиб бычок, свинья, корова и цыплята.
С отчаяньем, полна тоски,
Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу.
Все это в басню вылилось потом.
Под именем «Кувшина с молоком».

Пушкин о статуе молочницы Пушкин о статуе молочницы

Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума.
Все грезят наяву; мечтать отрадно нам:
Нас сладостный обман возносит к небесам.
Мечтаньям нашим нет предела и конца:
Для нас все почести, все женские сердца!
Я в одиночестве, как все, мечтаю,
Храбрейшему я вызов посылаю,
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру, непобедимый, —
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.

Перевод Б. В. Каховского

Пушкин о статуе молочницы

Пушкин о статуе молочницы kotov_fontan_devuschka_s_kuvschinom

Пушкин о статуе молочницы Пушкин о статуе молочницы

Редакция сайта Пушкин.ру

Источник

Царскосельская статуя
Н.В.Н.


Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

 
Октябрь 1916, Севастополь
Анна Ахматова

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница».

В 1808–1810 годах на месте бывшего павильона Катальной горки в Екатерининском парке Царского села по распоряжению Александра I соорудили Гранитную террасу, а внизу у Большого пруда — Большую гранитную пристань. По зеленому склону проложили новые дорожки, связавшие террасу и пруд. А устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном. И еще через шесть лет, летом 1816 года, здесь появилась бронзовая фигурка, которой суждено было стать символом Царского села…

На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Держа на голове кувшин с молоком, Перетта бежала в город на базар, а ее мечты — бежали далеко впереди нее: конечно же, за кувшин чудесного молока она выручит столько денег, что сможет купить сто яиц; вырастить из них и выкормить сто цыплят не составит никаких трудов; сто курочек легко обменять на поросенка, и «расходов будет грош»; а за крупного и хорошего поросенка она выберет в городе коровку или бычка и будет радостно смотреть, как они прыгают на лугу среди стада… Тут счастливая обладательница упитанного рогатого хозяйства от радости подпрыгнула — и уронила кувшин.

Бедная Перетта! С отчаяньем глядит она на черепки, на разлитое молоко, на разбитый кувшин — на разбитые мечты о курочках, поросенке и бычке… Такой запечатлел молочницу мастер декоративной скульптуры русского классицизма П. П. Соколов. Вернее, не совсем. Следуя традициям искусства начала XIX столетия, он изобразил не простую французскую крестьянку, а самую настоящую античную нимфу, изысканную, печальную, трогательную и необъяснимо притягательную… Вот и Александр Сергеевич, вспомнив ее осенью 1830 года в Болдине, посвятил ей «античные» строки:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечна печальна сидит.

 — словно «вечная струя», течет пушкинский стих. И нет уже мечтательницы Перетты, забыто назидание Лафонтена, даже прозаический кувшин не избежал чудесной метаморфозы! Ведь урна, круглая невысокая античная ваза с широким горлом, — не простой сосуд. Лежащая на боку, с выливающейся из нее водой, она в искусстве и Древней Эллады, и эпохи Возрождения, и более позднего времени указывала на божество, обитающее в реке.
 

1870-е. Фонтан Молочница (Девушка с кувшином)

Быть может, не традициям своего времени следовал скульптор, когда изображал героиню басни в облике античной девушки, а хотел запечатлеть божество, обитающее в Царскосельском парке. Вот уже два столетия оно хранит это место, вдохновляет поэтов и всех, чья душа открыта гармонии… И потому хочется вновь и вновь приходить к прекрасной печальной деве, смотрящей на воду, слушающей тихий говор незримого гения, живущего в источнике, — а вдруг и тебе он нашепчет что-нибудь чудесное.

Светлана Обухова

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

И ее близняшки…

Статуя «Дева с разбитым кувшином» в парке усадьбы Суханово.

Эта чугунная статуя является точной копией (без каменного основания) с царскосельской скульптуры.
«Сухановская дева» первоначально находилась в парке у источника, недалеко от пристани, а затем была перенесена к мавзолею. Теперь она печалится над могилами Пестелей и Волконских.

К сожалению, сейчас статуя находится в плачевном состоянии: нет пальцев (как раз там должна была находиться ручка от кувшина), разбито основание, образовались дыры.

Если вам посчастливится  прогуляться в  небольшом уютном парке  позади усадьбы Бритц (Schloß Britz) под Берлином, то сможете там   обнаружить знаменитую «Девушку с кувшином» из парка Царского Села в Пушкине.   Немцы  называют скульптуру  «Milchmädchen» – “Молодая Молочница”. Оказывается, этот район Берлина Нойкельн (Neukölln)   является партнёром города Пушкин. И копию царскосельской статуи подарили  Берлину в 1989 году.

Но это еще не все…В парке усадьбы Малая Глинике (Klein Glienicke) перед самым въездом в Потсдам у того самого знаменитого моста, который называют «мост шпионов», можно  снова увидеть царскосельскую «Девушку с кувшином».  Но, как она сюда попала?

Замок был летней резиденцией принца Фридриха Карла Прусского. Когда Прусская Принцесса Шарлотта стала Императрицей Александрой Фёдоровной, то сделала подарок родному брату Карлу. И в этом случае можно увидеть только копию, подаренную тогда же в 1989 году, т.к. первая, старинная копия, погибла во время войны.

 

«Сухановская дева»

“Milchmädchen”  Schloß Britz
“Milchmädchen” Klein Glienicke
 
“Девушка с кувшином” Царское Село (г. Пушкин)

Источник

Фонтан «Молочница» в Екатерининском парке г. Пушкина (Царское Село).
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально выполненная для Екатерининского парка.
В 1808–1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы под руководством садового мастера И. Буша и архитектора Л. Руски. Склон между вновь сооруженной Гранитной террасой и Большим прудом был оформлен в виде зеленых уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были отведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура. Уже тогда возникла идея украсить эту часть Екатерининского парка скульптурами, однако фигура Молочницы появилась здесь лишь летом 1816 года.
Статуя исполнена известным скульптором П. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств.
Сюжет композиции позаимствован у французского баснописца 17 века Ж. Лафонтена: молодая крестьянская девушка, Перетта, отправилась на базар продавать молоко, но замечталась о возможном богатстве. Представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка в печали присела у обочины дороги.
Это одна из самых известных достопримечательностей парка, воспетая А.С.Пушкиным в стихотворении “Царскосельская статуя” (1830) и превратившаяся в поэтический символ Царского Села:
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит».

Вслед за А.С.Пушкиным поэт Иннокентий Анненков написал:
«Там нимфа с таицкой водой,
Водой, которой не разлиться,
Там стала лебедем Фелица
И бронзой Пушкин молодой».

Анна Андреевна Ахматова «Царскосельская статуя»
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой,
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
1916 г.

Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у ее ног, бежит струя ключевой воды, поступающая в соединенный с фонтаном бассейн. Первоначально бассейн был оформлен в виде грота, к которому вела лестница из пудостского камня. Грот просуществовал до середины XIX столетия.
Сидящая на скале юная женщина в тунике правой рукой подпирает щеку, а в левой держит ручку разбитого кувшина; сам кувшин лежит рядом с ней, из него льется вода. В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Источник

Вдохновение великого мастера прошлого, умноженное на собственный талант и продолженное гениальным потомком. Романс-миниатюра “Царскосельская статуя” Кюи Цезаря Антоновича, исполнение которого длится всего одну минуту, можно назвать созданием трех муз искусств, общим результатом творческого союза поэтов, скульптора и композитора.

Цезарь Кюи

Баснописец

Жан де Лафонтен известен современному читателю, прежде всего как баснописец. В период с 1678 по 1694 годы было издано шесть книг цикла “Басни”. Используя литературное наследие предшественников – Эзопа, Бидпая, Маро и других, Лафонтен рассказывает каждый раз свою историю. Традиционные сюжеты наполняются актуальным бытовым содержанием, звучат оригинальным живым языком. “Молочница или Кувшин молока” – жанровая зарисовка о мечтателях и фантазерах, чьи воздушные замки разбиваются безжалостной реальностью так же легко, как глиняный кувшин, упавший на придорожные камни.

Нас сладостный обман возносит к небесам…

…Доколе жизнь безжалостной рукой

Меня не пробудит…

Ж. де Лафонтен

И вот уже легкомысленная Перетта с отчаянием склонилась над черепками в молочной луже.

Жан де Лафонтен

Скульптор

Образ мечтательницы Перетты неожиданно продолжился в самой романтичной и загадочной царскосельской статуе. Скульптор Павел Петрович Соколов, последователь школы русского классицизма, вспомнил о ней, работая над оформлением Екатерининского парка в Царском Селе. Именно так звучит официальная история создания скульптуры. Требованиями классицизма можно объяснить античный костюм и прическу французской молочницы.

Удивительное портретное сходство девушки с кувшином и Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I, осталось незамеченным современниками. Или им велено было не замечать. Императорская семья переживала непростой период. Многие сочувствовали императрице и, возможно, П. П.Соколов был в их числе.

В июне 1816 года бронзовая фигура “Молочница” украсила фонтан, построенный инженером А. Бетанкур. Пластичный образ, мягкость изгибов девичьего тела, неуловимо струящаяся ткань одежды. Более двухсот лет прекрасная девушка грустит, склонившись над разбитым кувшином своих надежд.

Поэт

Нижегородская губерния, село Болдино. За девяносто дней, проведенных здесь в кольце холерного карантина, Александр Сергеевич Пушкин подарил человечеству уникальное литературное наследие.

Под впечатлением только что изданной “Илиады” в переводе Гнедича Пушкин обращается к античной поэзии. Пять антологических миниатюр, среди которых и “Царскосельская статуя”, становятся примером идеальной стилизации. Воспроизводимый стиль, со всеми присущими ему обязательными чертами, предстает в обрамлении собственного, неповторимого стиля автора.

Изящная лаконичность стиха, возвышенность, грация формы воссоздавали дух античной лирической поэзии. Четверостишие Пушкина пропитано юношескими мечтами, прекрасными образами, памятью о времени, проведенном в Царском Селе. Классическая форма произведения удивительным образом созвучна формам скульптуры, созданной в стиле ампир. Печаль, застывшая в бронзе, замерла в четырех строчках. Поэтическое мгновение печали, отраженное в вечности.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

А. С. Пушкин

царскосельская статуя ноты

Композитор

Генерал, инженер, композитор, музыкальный критик. Редко кому удается добиться значимых успехов, стать профессионалом и экспертом в столь разных сферах деятельности. Может все дело в имени? Родители назвали его Цезарь.

Цезарь Антонович Кюи. Выпускник, а затем преподаватель Николаевской инженерной Академии. По его учебникам фортификации училось не одно поколение русских офицеров-артиллеристов.

Музыкальная одаренность мальчика была замечена в детстве, и домашнее музыкальное обучение сменилось занятиями с известным польским композитором Станиславом Монюшко. С четырнадцати лет юный Цезарь стал сочинять музыку. Творческое наследие композитора составляют: четырнадцать опер, в том числе детские, хоровые, оркестровые произведения. Наибольшее признание композитору принесли вокальные формы. Написано около двухсот пятидесяти романсов.

Более семисот статей – результат деятельности музыкального критика Цезаря Кюи. Большинство из них переводилось и издавалось за рубежом.

Деятельность и интересы Ц. А. Кюи никогда не делились на периоды и этапы. Все и сразу, с максимальной отдачей, с полным погружением.

Пушкин о статуе молочницы

Романс

С первых нот “Царскосельская статуя” Кюи переносит слушателей в созерцательный мир романтизма. Гибкая и выразительная кантилена идеально передает ритм стиха. Непрерывно льющаяся, прозрачная фортепианная партия создает состояние просветленного покоя, светлой печали от созерцания прекрасного образа, общего творения гения поэта и таланта скульптора. Квинтовый тон вокальной партии удерживает наше внимание на протяжении нескольких тактов.

кюи царскосельская статуя ноты

Несомненно, это лучшее произведение пушкинского цикла Ц. А. Кюи. Камерно-вокальная лирика Кюи изучается и возрождается. Его романтические миниатюры присутствуют в репертуаре современных исполнителей. Ноты “Царскосельской статуи” и сейчас можно встретить в учебных папках вокалистов.

Источник