Потенция перевод с латыни

Потенция перевод с латыни thumbnail
  • Потенция (половая) (лат. potentia — возможность) — способность организма к половому акту. В сексологии термин потенция обычно относится к мужской сексуальности. Таким образом, потенция определяет сексуальные возможности мужчины и в некоторой степени характеризуется напряженностью полового члена, скоростью появления эрекции, продолжительностью полового акта и нормальным его протеканием, а в широком смысле — самой возможностью вести нормальную половую жизнь. Потенцию мужчины нельзя отождествлять с практикуемым им ритмом половой жизни, так как сексуальные возможности того или иного мужчины могут не коррелировать с частотой его половых актов. Также ни в коем случае нельзя её отождествлять с интенсивностью его полового влечения, которое при некоторых формах эректильной дисфункции не только не ослабевает, но наоборот, может усиливаться.

    Применительно к женщинам понятие «потенция» почти не употребляется и его определение не имеет однозначной формулировки.

    Здоровый мужчина сохраняет способность к полноценному половому акту всю жизнь, и в отличие от женского, мужской климакс имеет чисто патологические причины.

    Вопреки расхожим убеждениям, алопеция не является универсальным признаком сниженной или повышенной половой потенции, а её наиболее распространенная форма, по-видимому, никак не коррелирует с половыми возможностями мужчины.

    Систематическое и бесконтрольное применение стероидных анаболиков, часто практикуемое в бодибилдинге и некоторых видах профессионального спорта, первоначально резко повышает половые возможности мужчины, но затем приводит к их быстрому и необратимому угасанию. Подобным же действием обладают и некоторые наркотические вещества.

    Хронические болезни могут по-разному влиять на потенцию. Выраженное ослабление потенции часто наблюдается при уреаплазмозе и других микоплазмозах. Значительное повышение — при хроническом трихомониазе и туберкулёзе. Повышение с последующим (по мере прогрессирования болезни) снижением — при хламидиозе.

    Максимум потенции у мужчины достигается либо при полном психологическом комфорте, либо при сильном эмоциональном возбуждении, сопровождающимся выбросом дополнительного количества тестостерона. Такое может произойти, например, на отдыхе, при смене сексуальной партнёрши (не всегда), на фоне радостного события или после потасовки, в которой одержана победа. Негативное влияние на потенцию могут оказывать психологические конфликты, изнурительный физический труд, чрезмерная увлеченность чем-либо или перегруженность делами на работе (т. н. «синдром делового человека»), отсутствие подходящих условий для близости, половая холодность или нетактичность партнерши и мн.др. Периоды полового воздержания в зависимости от длительности, возраста, стажа партнерства и других факторов могут по-разному влиять на мужскую потенцию. Так, известны случаи половых эксцессов у мужчин, длительное время не имевших общения с женщинами (например, у демобилизовавшихся военнослужащих). Как правило, такие эксцессы не бывают продолжительными, и потенция быстро нормализуется. Однако у некоторых мужчин в возрасте старше 70 лет после воздержания в течение трёх месяцев или более может наблюдаться полная и необратимая утрата способности к половому акту.

    Постоянная неспособность к совершению полноценных половых актов может быть признаком одной из форм импотенции.

  • Источник

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2017; проверки требуют 24 правки.

    Потенция (Половая потенция) (лат.   — возможность), в медицине — способность организма к половому акту.

    История[править | править код]

    В сексологии термин потенция обычно относится к мужской сексуальности. Таким образом, потенция определяет сексуальные возможности мужчины и в некоторой степени характеризуется напряженностью полового члена, скоростью появления эрекции, продолжительностью полового акта и нормальным его протеканием, а в широком смысле — самой возможностью вести нормальную половую жизнь.
    Потенцию мужчины нельзя отождествлять с практикуемым им ритмом половой жизни, так как сексуальные возможности того или иного мужчины могут не коррелировать с частотой его половых актов. Также ни в коем случае нельзя её отождествлять с интенсивностью его полового влечения, которое при некоторых формах эректильной дисфункции не только не ослабевает, но наоборот, может усиливаться.

    Применительно к женщинам понятие «потенция» почти не употребляется и его определение не имеет однозначной формулировки.

    Здоровый мужчина сохраняет способность к полноценному половому акту всю жизнь, и в отличие от женского, мужской климакс имеет чисто патологические причины.

    Вопреки расхожим убеждениям, алопеция не является универсальным признаком сниженной или повышенной половой потенции, а её наиболее распространенная форма, по-видимому, никак не коррелирует с половыми возможностями мужчины.

    Систематическое и бесконтрольное применение стероидных анаболиков, часто практикуемое в бодибилдинге и некоторых видах профессионального спорта, первоначально резко повышает половые возможности мужчины, но затем приводит к их быстрому и необратимому угасанию. Подобным же действием обладают и некоторые наркотические вещества.

    Хронические болезни могут по-разному влиять на потенцию. Выраженное ослабление потенции часто наблюдается при уреаплазмозе и других микоплазмозах. Значительное повышение — при хроническом трихомониазе и туберкулёзе. Повышение с последующим (по мере прогрессирования болезни) снижением — при хламидиозе.

    Максимум потенции у мужчины достигается либо при полном психологическом комфорте, либо при сильном эмоциональном возбуждении, сопровождающимся выбросом дополнительного количества тестостерона. Такое может произойти, например, на отдыхе, при смене сексуальной партнёрши (всегда), на фоне радостного события или после потасовки, в которой одержана победа.
    Негативное влияние на потенцию могут оказывать психологические конфликты, изнурительный физический труд, чрезмерная увлеченность чем-либо или перегруженность делами на работе (т. н. «синдром делового человека»), отсутствие подходящих условий для близости, половая холодность или нетактичность партнерши и мн.др.
    Периоды полового воздержания в зависимости от длительности, возраста, стажа партнерства и других факторов могут по-разному влиять на мужскую потенцию. Так, известны случаи половых эксцессов у мужчин, длительное время не имевших общения с женщинами (например, у демобилизовавшихся военнослужащих). Как правило, такие эксцессы не бывают продолжительными, и потенция быстро нормализуется. Однако у некоторых мужчин в возрасте старше 70 лет после воздержания в течение трёх месяцев или более может наблюдаться полная и необратимая утрата способности к половому акту.

    Постоянная неспособность к совершению полноценных половых актов может быть признаком одной из форм импотенции.

    См. также[править | править код]

    • Импотенция
    • Эрекция
    • Либидо

    Примечания[править | править код]

    Ссылки[править | править код]

    • Причины эректильной дисфункции
    • Медицинская Энциклопедия
    • Какого мужчину можно называть импотентом?
    • Лечение предстательной железы

    Источник

    Печать Information Awareness Office с девизом scientia est potentia

    Фраза «scientia potentia est» (или «scientia est potentia», а также «scientia potestas est») — латинский афоризм, традиционно переводимый как «знание — сила»[комм. 1]. Его обычно связывают с Фрэнсисом Бэконом, хотя именно в такой редакции выражение не встречается ни в английских, ни в латинских работах Бэкона. Однако почти дословно («ipsa scientia potestas est», «знание само по себе сила») оно присутствует в произведении Бэкона Meditationes Sacrae (1597). В своей общеизвестной формулировке фраза «scientia potentia est» впервые появляется в «Левиафане» Томаса Гоббса (версия 1668 года), который в молодости был секретарём Бэкона.

    Сходная фраза «sapientia est potentia» часто переводится как «мудрость — это сила». Пословица, практически идентичная по смыслу, встречается в Книге Притчей (24: 5): גֶּבֶר-חָכָם בַּעוֹז; וְאִישׁ-דַּעַת, מְאַמֶּץ-כֹּחַ, (силен как мудрец, а человек знания укрепляет силу).

    История[править | править код]

    Происхождение и параллели[править | править код]

    Самое раннее документированное появление фразы «Знание — сила» относится к VII веку: оно встречается в книге «Путь красноречия» (первоначально на арабском) Имама Али (599—661), первого имама шиитского ислама.

    Другая форма этого высказывания имеется в книге Шахнаме (Книга царей) персидского поэта Фирдоуси (940—1020), который писал:

    Это полустишие также переводится как «знание — сила» или «Тот, кто имеет мудрость — силён»[2].

    Сходное высказывание на древнееврейском языке, практически в тех же формулировках, содержится в библейской Книге притчей Соломоновых

    и было переведено на латынь как

    а в Женевской Библии переведено с древнееврейского как «Мудрый человек силён, ибо человек знания умножает свою силу»

    В синодальном переводе фраза переведена как

    Томас Гоббс[править | править код]

    Первая известная отсылка к конкретной фразе появилась в латинском издании «Левиафана» 1668 года (английская версия была опубликована в 1651 году). Цитируемый ниже отрывок из части 1 («De Homine»), главы X («De Potentia, Dignitate et Honore») входит в перечень различных качеств человека, которые наделяют его «силой»; знаниям в этом перечне отводится незначительная роль:

    В английской версии этот отрывок звучит так:

    The sciences are small powers; because not eminent, and therefore, not acknowledged in any man; nor are at all, but in a few, and in them, but of a few things. For science is of that nature, as none can understand it to be, but such as in a good measure have attained it [5].
    Знание – небольшое могущество, ибо оно не проявляется вовне и поэтому ни в ком не замечается, да и обладают им не все, а лишь немногие, и эти немногие обладают знанием лишь немногих вещей, а природа знания такова, что познать его наличие в ком-либо может лишь тот, кто сам в значительной степени овладел им.

    В более поздней работе, De Corpore (1655), также написанной на латыни, Гоббс развил ту же идею:

    В своей книге «Гоббс и социальная традиция контракта» Хэмптон (1988) указывает, что эта цитата «в духе Бэкона», а в сноске отмечает, что «Гоббс в молодости был секретарём Бэкона и вёл с ним философские дискуссии (Aubrey 1898, 331).»[7].

    Фрэнсис Бэкон[править | править код]

    Фрэнсис Бэкон, «ipsa scientia potestas est» (знание само по себе сила). Meditationes Sacrae (1597)

    Наиболее близкое по форме выражение в работах Бэкона, вероятно, «scientia potestas est», присутствующее в произведении Meditationes Sacrae (1597). Возможно, более точный перевод этой фразы звучал бы как «знание — Его сила», потому что её контекст относится к качествам Бога и является частью дискуссии о ересях, которые отрицают власть Бога:

    Далее Бэкон переходит к рассмотрению основных «степеней ересей», отрицающих или умаляющих власть и силу Бога. В частности, Бэкон указывает на людей, которые делают больший акцент на Божественном знании, нежели на Его мощи (силе),

    допуская тем самым, что Господь

    Таким образом, главным атрибутом Бога, по мысли Бэкона, служит Его мощь (могущество), Его сила, а, следовательно, и Его власть над Творением. И было бы неправильно говорить о Божественном знании (и предзнании) как о каком-то отдельном Божественном атрибуте, ибо само по себе Божественное знание — это тоже сила, дающая Ему власть над миром[8].
    В другом месте Бэкон писал:

    Поэтому необходимо принимать во внимание бэконовскую трактовку силы, в частности, различие, которое он делает между силой, которую дают знания, и той, которую даёт действие; вне контекста цитата меняет своё значение на противоположное[10]. Однако цитата стала расхожим клише без учёта этого контекста.

    Ральф Уолдо Эмерсон[править | править код]

    Ральф Уолдо Эмерсон писал в своём эссе Старость, вошедшем в сборник Общество и одиночество (1870):

    Wissen ist Macht в Германии[править | править код]

    После объединения Германии в 1871 году лозунг Wissen ist Macht, geographisches Wissen ist Weltmacht («Знание — сила, географическое знание — мировая держава»[комм. 2]) часто использовался в немецкой географии и общественных дискуссиях в поддержку создания немецкой колониальной империи. Юстус Пертес, например, использовал его как девиз для своего издательства[12]. Однако инициатива проведения географических исследований исходила от общественности, а не навязывалась правительством[13]. Граф Бисмарк не был заинтересован в немецких колониальных авантюрах; его представитель Густав Нахтигаль стоял у истоков первых протекторатов, но его более интересовал этнологический аспект.

    После Первой мировой войны немецкая география пыталась внести свой вклад в восстановление мировой державы. Такие учёные, как Карл Хаусхофер, бывший генерал, и его сын Альбрехт Хаусхофер (оба в тесном контакте с Рудольфом Гессом) смогли привлечь всемирное внимание к своей концепции геополитики. Объединения немецких географов и школьных учителей приветствовали приход к власти национал-социалистов и надеялись получить дополнительное влияние при новом режиме.

    После Второй Мировой войны немецкая география стала несколько более осмотрительной, и до 1989 года концепции политической географии и проекции силы не были широко распространёнными научными темами в Германии.

    Географические знания до сих пор значимы для Германии. Немцы склонны шутить над отсутствием интереса к этой теме у американских политиков и знаменитостей. Версия лозунга партии Sponti (непарламентская оппозиция) «Wissen ist Macht, nichts wissen, macht auch nichts» — каламбур «Знание есть сила, незнание — тоже ничего страшного»[комм. 3]. Йошка Фишер и Даниэль Кон-Бендит принадлежат к тем членам партии Sponti, которые занимали сильные позиции, хотя у Фишера не было образования, кроме лицензии таксиста.

    Батальон Elektronische Kampfführung 932 радиоэлектронной борьбы Бундесвера, базирующийся в Франкенберге (Эдер), по-прежнему использует латинский вариант «Scientia potentia est» как девиз.

    Интерпретации[править | править код]

    Хотя смысл фразы меняется от автора к автору, она чаще всего означает, что знания или образование увеличивают потенциал или способности в жизни. Владение знаниями и приобщение к ним других широко признаётся как основа для улучшения своей репутации и влияния, и, таким образом, власти. Эта фраза также может быть использована в качестве оправдания для нежелания делиться информацией, когда человек считает, что сокрытие знаний может предоставить ему некоторые преимущества.

    Согласно ещё одной интерпретации, знание это единственная подлинная сила, так как буквально всё достигается с его помощью.

    В популярной культуре[править | править код]

    В романе-антиутопии Джорджа Оруэлла “1984” одним из лозунгов идеологии Двоемыслия(англ. doublethink, способности придерживаться двух противоположных убеждений одновременно) был перевернутый лозунг — “Незнание — сила!”[14]

    В книжной серии Terry Brooks Fantasy Shannara девизом друидов является «Сила через знания». Это связано с медальоном «Eilt Druin» Управления Верховного друида «в форме руки, держащей четыре горящих факела»[15]

    Голландская “Пиратская партия” использовала этот девиз как часть своей кампании на парламентских выборах 9 июня 2010 года. Ее лозунгом было: «Знание — сила — Фрэнсис Бэкон, 1597 год — Верните нам наши знания — Пиратская партия, 2010».

    Франшиза видеоигры Mortal Kombat популяризировала версию Эмерсона: «Нет знания, которое не власть».

    Эпизод 5 сезона 2 (эфир 17 мая 2014 в США) из телесериала BBC America Тёмное дитя называется Ipsa Scientia Potestas Est.

    Дебют эпизод сезона 4 телесериала Гримм начинается с цитаты «Знание — сила».

    Во втором эпизоде телесериала Breaking Bad Уолтер Уайт говорит «Знание — сила» своим студентам.

    Цитата «Знание — сила» появляется в первом видео каждого финала Открытой Викторины Ландмарк.

    В Игре престолов девиз Дома Baelish — «Знание сила».

    В Dota 2 персонаж имеет строку подписи «Знание — сила» при выполнении действий.

    В Warhammer 40000 данное выражение произносил Ариман — «Знание — сила, но сила без цели — ничто. Даже наделённые властью перекроить всё сущее не могут ничего, если не знают, что они хотят изменить» — Азек Ариман, легион Тысячи Сынов.

    «“Знание — это единственное благо, и единственное зло есть невежество”.»

    – Азек Ариман (Грэм Макнилл, “Тысяча сынов. Всё прах”)

    См. также[править | править код]

    • Знание — сила — журнал
    • Информационная война
    • Разведка

    Примечания[править | править код]

    Комментарии

    1. ↑ Латинское «potentia», как и английское «power», может также переводиться как «власть», «могущество», так что в оригинале выражение имеет более широкое значение.
    2. ↑ В оригинале — игра слов.
    3. ↑ В оригинале — игра слов.

    Использованная литература и источники

    1. ↑ Shahnameh, first poem, couplet 14. e.f. [1].
    2. ↑ «The Modern Magazine for Persian Weddings, Cuisine, Culture & Community». Persianmirror.com.
    3. ↑ Biblia Sacra Vulgata, Proverbia
    4. ↑ Thomas Hobbes, Opera philosophica…, Volume III (Leviathan [1668]), p. 69
    5. ↑ Thomas Hobbes, The English Works of Thomas Hobbes of Malmesbury…, Volume 3 (Leviathan), p. 75.
    6. ↑ Thomas Hobbes De Corpore, Part I, Chapter I (On Phylosophy). In Thomas Hobbes, The English Works of Thomas Hobbes of Malmesbury…, Volume I, p. 7. From the Latin edition: Thomas Hobbes, Opera philosophica…, Volume 1, p. 6
    7. ↑ Thomas Hobbes Quotes – 14 Science Quotes – Dictionary of Science Quotations and Scientist Quotes. Todayinsci.com.
    8. 1 2 И. С. Дмитриев «INQUISITOR DE RERUM NATURAE»: Истоки эксперименталистской методологии Ф. Бэкона
    9. ↑ Francis Bacon, Novum Organum, Part I, Aphorism III. Boston: Taggard & Thompson, 1863, volume VIII, pp. 67–68.
    10. Vickers, Brian. Francis Bacon and the Progress of Knowledge (неопр.) // Journal of the History of Ideas,. — 1992. — Т. 53, № 3. — С. 495—518.
    11. ↑ Ralph Waldo Emerson, Society and Solitude, 1892, p. 303
    12. ALEXANDER U. MARTENS. Geographie als Weltmacht Klett und Perthes werben für ein “Museum der Erde” in Gotha. Die Welt (24 июня 1997). Дата обращения: 29 августа 2014.
    13. Brogiato, Heinz Peter “Wissen ist Macht – Geographisches Wissen ist Weltmacht”. Die schulgeographischen Zeitschriften im deutschsprachigen Raum (1880-1945) unter besonderer Berücksichtigung des Geographischen Anzeigers. Teil 1: Textband: 656 S., Teil 2: Registerband: 474 S. Trier 1998 (Materialien zur Didaktik der Geographie, Heft 18). Review by Hans Böhm, Erdkunde, 54. Jahrgang, 2000, Heft 4, S. 382-384 (нем.). — «D. h. die Einrichtung geographischer Lehrstühle entsprach zwischen 1871 und 1874 dem Wunsch von Hochschulen und Fakultäten und erfolgte nicht aufgrund eines “politischen Octroi”.». Дата обращения: 29 августа 2014. Архивировано 13 декабря 2014 года.
    14. ↑ Творчество Дж. Оруэлла. Антиутопия «1984».
    15. ↑ Terry Brooks. First King of Shannara Ballentine. 1996.

    Библиография[править | править код]

    • Thomas Hobbes, Opera philosophica, quae latine scripsit, omnia in unum corpus nunc primum collecta studio et labore Gulielmi Molesworth, Bart. (London: Bohn, 1839-45).
    • Thomas Hobbes, The English Works of Thomas Hobbes of Malmesbury; Now First Collected and Edited by Sir William Molesworth, Bart. (London: Bohn, 1839-45). 11 vols.
    • Ralph Waldo Emerson, Society and Solitude. Twelve Chapters, Boston, The Riverside Press, 1892.

    Дополнительная литература[править | править код]

    • Haas, Ernst B. When Knowledge is Power: Three Models of Change in International Organizations. University of California, 1990. ISBN 0-520-06646-4.
    • Higdon, Lee. «Knowledge is power.» University Business, September 2005.
      • Higdon argues that because the U.S. economy is a knowledge economy the decline in enrollment of non-U.S. students in U.S. universities «has serious long-term implications for the United States.»
    • «Knowledge is power (But only if you know how to acquire it).» The Economist, May 8, 2003.
      • A report on corporate knowledge management.
    • Peterson, Ryan. «Michel Foucault: Power/Knowledge.» Colorado State University Resource Centre for Communications Studies.
      • An exploration of what Peterson terms Foucault’s «new model of the relations of power and knowledge» that contradicts Bacon.
    • Powers, Rod. «Knowledge is power in the military.» U.S. Military: The Orderly Room.

    Источник

    1
    POTENTIA

    power, potency, potentiality — сила, могущество, потенциальность, возможность, способность; прежде всего означает принцип действия; во-вторых, превращение: то что воспринимает действие также наделяется силой. По Аристотелю (Met. IX c. 1, 1046a10-19) различными видами потенциальности являются: “некоторые начала и называются способностями по их отношению к одной первой способности, которая есть начало изменения вещи, находящееся в другом или в ней самой, поскольку она другое. А именно: это, во-первых, способность претерпевать как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого ею изменения, вызываемого другим или ею самой, поскольку она другое; это, во-вторых, обладание невосприимчивостью к худшему и к тому, чтобы быть уничтоженным чем-то другим или самой вещью, поскольку она другое, через начало, вызывающее изменение. Во всех этих определениях содержится мысль о первой способности. Далее, эти способности означают способности либо вообще делать или претерпевать, либо делать или претерпевать надлежащим образом, так что в мысли о них так или иначе содержатся мысли о способностях, указанных раньше”. Потенция просто обозначает несуществование вещи и ее безразличие к бытию или небытию, ее сила и способность указывают, что то, что уже имеет бытие — имеет через него и направленность к действию. Следовательно, потенциальность так или иначе есть, но ее силе не хватает бытия, как второй актуальности, которая означает действие, потому что она может быть и может быть мыслима без действия, принципом которого она сама является; она есть благодаря первой актуальности, которая означает бытие (поскольку она не может быть мыслима как несуществующая), она является принципом самой силы. Как считает Бонавентура, все это, однако, свойственно силам и потенциям души, таким как память, мышление, воля. Более того, сила или потенция отличается от habitus( состояние), потенция не включает состояния, подобно потенциальности, хотя основывается на естественных принципах. Сила производит действие (подобно тому как интеллект мышление), характерные свойства производят более конкретные действия (подобно тому как логика более правильно направляет мышление). По Бонавентуре (In lib. I Sent., d., q. 2, a. 2, q. 1 ad arg.): “Состояние — это то, чем сила есть в действительности”. По Аристотелю потенциальность бывает двух видов (Met. II, c. 5, 417a21-417b2): “Нужно также более подробно определить способность или возможность (dynamis) и действительность (entelecheia). Пока мы о них говорили в общих чертах. Мы говорим о чем-то знающем, во-первых, в том смысле, в каком мы говорим о знающем человеке, что он принадлежит к знающим и обладающим знаниями, во-вторых, в том смысле, в каком мы называем знающим того, кто владеет грамматикой. Каждый из них обладает возможностью не в одинаковом смысле, а один обладает ею потому, что принадлежит к такому-то роду, т.е. к чему-то материальному (hyle), а другой потому, что он может что-то исследовать, когда хочет, если только не будет внешнего препятствия. А тот, кто уже исследует, есть знающий в действительности, он в полном смысле слова знает, [например], вот это А. Итак, оба первых суть знающие в возможности, но один из них — поскольку изменяется благодаря обучению и часто переходит от одного состояния к противоположному, другой же — иным способом, а именно от обладания знанием арифметики и грамматики и неосуществленности этого знания — к его осуществлению (to energein)”.

    Латинские философские термины > POTENTIA

    3
    INTELLECTUS (INTELLECT, UNDERSTANDING, MEANING, CONCEPTION, IDEA)

    интеллект, понятие, значение, понимание; познавательная способность, которая направлена на понимание сущего. Августин разводит идеи понятия и понимания. Последнее для него существует в душе, первое тождественно значению. «Обо всем, постижимом для нас, мы спрашиваем не у того, кто говорит, тем самым произнося звуки внешним образом, а у самой внутренне присущей нашему уму истины, побуждаемые к тому, пожалуй, словами. Тот же, у кого мы спрашиваем и кто нас учит, есть обитающий во внутреннем человеке Христос» (Августин. Об учителе // Творения. Т. 1. С. 304-305). «Когда речь идет об умопостигаемых предметах, созерцаемых рассудком и разумом, то, хотя мы говорим о том, что созерцаем их как присущих во внутреннем свете истины, — свете, коим просвещается и услаждается так называемый внутренний человек,  однако и в этом случае слушающий нас, если он и сам видит эти предметы сокровенным, внутренним оком, познает, о чем я говорю, посредством собственного созерцания, а не посредством моих слов. Таким образом, и его, созерцающего истину, я не учу, когда говорю истину; ибо он учится не от моих слов, а самими вещами, ясными для него по внутреннему откровению Божию» (там же. С. 306). Петр Абеляр отличает образ и концепт вещи от понятия вещи (см. CONCEPTUS, FICTUS), полагая, что концепт имеет дело с пониманием смысла, а понятие со значением. По Альберту Великому, интеллект присутствует в человеке трояко. Во-первых, как природа, придающая бытие; такой интеллект индивидуален. Во-вторых, как сила, благодаря которой совершается мышление, и в этом смысле интеллект является универсальной силой. В-третьих, как форма, обретенная в результате многих познавательных усилий. Интеллект есть потенция всего интеллигибельного. См. FIDES, INTELLEGERE, SCIENTIA.

    Латинский словарь средневековых философских терминов > INTELLECTUS (INTELLECT, UNDERSTANDING, MEANING, CONCEPTION, IDEA)

    4
    POTENTIA (POWER, POTENCY, POTENTIALITY)

    сила, могущество, потенциальность, возможность, способность; означает принцип действия; преобразование: то, что воспринимает действие, также наделяется силой. Потенция обозначает несуществование вещи и ее безразличие к бытию или небытию, но ее сила и способность свидетельствуют, что то, что уже имеет бытие, имеет и направленность к действию. Следовательно, потенциальность так или иначе есть, но ее силе не хватает бытия. По Боэцию, «любая вещь может не быть тем, что она есть, точнее, в одном отношении быть, а в другом — не быть; так, например, когда Сократ стоит, он и сидит и не сидит: он сидит в возможности, а не сидит — в действительности… Точно так же род и обладает отличиями, [которые есть в виде], и не обладает: не обладает в действительности, обладает — в возможности» (Боэций. Комментарий к Порфирию // Боэций. Утешение философией. С. 92). По Бонавентуре, «Состояние — это то, чем сила является в действительности» (Bonaventura. In lib. I Sent., d., q. 2, a. 2, q. 1 ad arg.).

    Латинский словарь средневековых философских терминов > POTENTIA (POWER, POTENCY, POTENTIALITY)

    Источник