Потенции в философии канта
АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia, перевод греч. ενέργεια και δϋναμις-действительность и возможность) – понятия философии Аристотеля, используемые им для разрешения противоречия между гераклитовским принципом абсолютного становления и учением Парменида, согласно которому бытие не может возникнуть ни из бытия, так как оно уже существовало бы до самого себя, ни из небытия, так как ничто не может возникнуть из ничего; согласно Аристотелю, становление есть переход из сущего потенциально (т. о. не-сущего актуально) в актуально сущее. Понятия акта и потенции можно прояснить прежде всего через примеры с движением (Met. 1048a). Однако движение дает только первое представление об акте, поскольку оно является незавершенным и прекращающимся при достижении цели процессом; от акта-движения отличается акт-энтелехия, завершенная деятельность (напр., видеть-значит уже увидеть; Met. 1048b). T. о., понятия акта и потенции употребляются на различных уровнях анализа не в одинаковом смысле (1048Ь5), и потенция в соотношении с актом-движением отличается от потенции в соотношении с актом-сущностью.
Аристотель различает потенцию: (1) деятельную, (2) страдательную, (3) перехода в иное и (4) пребывания (Met. 1019а32-1019Ь5). Потенцию в метафизическом смысле следует отличать от логической потенции (называемой в схоластике possibilitas) (Met. 1019b22-33). Понятия акта и потенции соотносятся с понятиями формы и материи (см. Форма и материя). Однако потенцией обладает не любая материя, а только та, что содержит возможность возникновения в себе самой: так, не земля является потенцией человека, а семя (Met. 1048b39-1049al8). Акт является первичным по отношению к потенции и по определению, и по субстанции, и в строгом смысле по времени (Met. 1049b-1050a). Различное соотношение акта и потенции в вещах определяет их онтологическую иерархию. Действительное сущее является причиной актуализации сущего в возможности; вечное движение небесных тел представляет собой чистый акт, хотя оно обладает потенцией к акцидентальным изменениям относительно места (Met. 1050b). Причинно-следственная цепь приводит в конечном итоге к наивысшему акту, актуализирующему все потенции в универсуме-неподвижному перводвигателю, собственным актом которого является самопознание (Met. 1072b). С помощью оппозиции актапотенции Аристотель решает различные проблемы физики, метафизики, антропологии, этики-такие, как различения субстанции души и ее действий (“De anima”, 418a), существование бесконечности (Phys. 206a8-18), соотношение общего и единичного (Met. 1086b4-1087а25).
Учение Аристотеля об акте и потенции было принято неоплатониками, в значительной мере переосмыслившими его и соединившими с платоновским учением об идеях, которые рассматривались как потенции в мировом уме. Так. согласно Плотину, вдеи существуют в единстве в космическом Уме в качестве универсальных категорий (Έπη. V, 8, 9), но каждая из них-индивидуальная потенция, потенциально отделимый эйдос (Enn. V 9, 6), который может действовать и в умном, и в чувственном мире (Έπη. ГУ 4, 36). Т. о., в отличие от аристотелевской концепции, согласно которой Ум является чистым актом, неоплатоники говорили о наличии потенции в Уме; помимо оппозиции акт-потенция они ввели различение между совершенной потенцией актуального, позволяющей творящему проявлять свою активность, и несовершенной потенцией потенциального, позволяющей принимать эту активность. Их взаимодействие определяет собой мир становления (Прокл. Первоосновы теологии, 75-92). В раннехристианской традиции неоплатоническую концепцию акта и потенции использовали Григорий Нисский и Августин в учении о Троице и Логосе (как Боге Слове), содержащим в вечности потенции вещей. На христианскую традицию также повлиял греческий перевод Библии (Септуагинта), в котором “силы Бога” передаются словом δύναμις (потенция).
Учение Аристотеля об акте-потенции не оказывало явного влияния на средневековую мысль, пока были известны лишь его логические труды и “Категории”, содержавшие учение о субстанции и акциденциях. Только после распространения всего аристотелевского корпуса оппозиция акта и потенции стала играть большую роль в зрелой схоластике, в частности в трудах Фомы Аквинского. Фома рассматривал соотношение потенций души и ее сущности (Комментарий на 1 кн. “Сентенций”, 3, 4, 2; О Духе Творящем, 1 и др.) и проблему существования потенций в Боге (“Сумма против язычников”, 1, 1, 6 и 7; “Сумма теологии”, 1, 25,1 и 2; “О потенции”, 1,1 и др.). Последнюю он решал посредством различения активной потенции (как оппозиции акту-потенции), присущей Богу в высшей степени, и пассивной потенции (как оппозиции акту-форме). не присущей Богу. Наиболее новаторски Фома использует понятия акта и потенции, обсуждая проблему соотношения сущности и сущего (“О сущем и сущности”, • IV). В противовес концепции гилеморфизма, согласно которой все сущее состоит из формы (как акта) и материи (как потенции), он выдвигает учение о том, чтовысшие интеллигенции состоят из формы, имеющей примесь потенциальности, и из актуализирующего ее акта существования. Дунс Скот сохранял различие акта как субстанциальной формы (actus primus, actus simpliciter) и акта как деятельности (actus secundus), а также различие активной и пассивной потенции; акт как определенность и потенция как определимость соответствовали форме и материи. Но в отличие от аристотелевско-томистской традиции Дунс Скот считал материю не чистой потенцией, а некоторой действительной вещью (aliqua res actu; De rer. princ. q. 7, f. l, n. 3). Поскольку сущность Бога он усматривал прежде всего в воле, а не в разуме, то он считал, что Бог может сотворить невозможное, ибо потенция его абсолютна (potentia absoluta); будучи благой, воля Бога творит самое разумное. Отличие творения от Бога Дунс Скот полагал не в наличии потенции, а в несовершенстве творения как составного или объединенного с чем-то другим, в то время как Бог, будучи бесконечным, сущностно прост. Душа относится к интеллекту и воле как к различным потенциям в реальном единстве сущего, подобно тому, как сущее относится к трансцеиденталиям (единству, истине и благу).
У. Оккам также не считал материю чистой потенцией, так как в ней наличествует форма телесности. Он также отрицал, что сущим можно считать только потенциальное, и полагал различие между актуальным и потенциальным в сфере логики (Summa totius loqicae l, 38).
У Николая Кузанского активные потенции вещей имеют основания в потенциях, которые имеют в Боге действительное бытие как идеи: ничто не может возникнуть, не имея действительного бытия в уме Бога. Т. о., в Боге возможность равна бытию (posse = est), что выражается неологизмом possest (“О возможности-бытии”), Николай Кузанский также оспаривает идею материи как пассивной потенции, существующей наряду с божественной потенцией, и полагает ее как часть идеи сотворенного в Боге (Об ученом незнании), в отличие от Фомы Аквинского, различавшего идеальную потенцию еще не сотворенного в Боге и материальную потенцию еще не сущего в сотворенной вещи. О дальнейшем развитии концепции акта и потенции см. Возможность и действительность.
Лит.: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Soulhe Etude sur le tenne dynamis dans les dialogues de Platon. P., 1919; Kunde P. Das Verhältnis der Seele zu ihren Potenzen. Freiburg, 1956; SiaUmach J. Dynamis und Energeia. Untersuehunqen am Werk des Aristoteles zur Problerngeschichte von Möglichkeit und Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959; Peters E. Greek philosophical Terms. N. Ϋ.-L., 1967; Schwemmer 0. Akt and Potenz.- “Sacramentum Mundi”, Bd. l. Freiburg, 1967; West. Die Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1983.
К. Б. Бандуровский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Источник
Смотреть что такое ПОТЕНЦИЯ в других словарях:
ПОТЕНЦИЯ
(от лат. potentia – сила) наличие сил, материальных средств и других возможностей (часто ещё не раскрывшихся) для каких-либо действий.
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ [тэ], -и, ж. (книжн.). Возможность, то, что существует вскрытом виде и может проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
потенция ж. Скрытая возможность, способность, сила, могущие проявиться в определенных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
потенция ж.potency, potentiality
ПОТЕНЦИЯ
потенция сила, возможность Словарь русских синонимов. потенция сущ., кол-во синонимов: 4 • скрытые возможности (1) • скрытые силы (1) • скрытые способности (1) • способность к совершенствованиюполового акта (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: возможность, сила… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ (от лат. potentia – сила), наличие сил, материальных средств и других возможностей (часто ещё не раскрывшихся) для к.-л. действий.
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ(лат.). Возможность, способность к чему-либо.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ПОТЕНЦИЯ[лат. poten… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
сексуальная (лат. potentia – сила), способность организма к сексуальным реакциям. В сексологии понятие потенции применяется исключительно в от … смотреть
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ см. Акти потенция. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
-и, ж. книжн. Возможность, способность, существующая в скрытом виде и могущая проявиться при известных условиях.Потенция плодоношения растений. Творче… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
1) Орфографическая запись слова: потенция2) Ударение в слове: пот`енция3) Деление слова на слоги (перенос слова): потенция4) Фонетическая транскрипция … смотреть
ПОТЕНЦИЯ
1. Наиболее общее значение – сила. Некоторые авторы используют этот термин для обозначения фактического проявления силы, хотя на самом деле центральной коннотацией является латентная сила. См. потенциал, термин с той же этимологией. 2. Сексуальная способность, в особенности относительная способность мужчины к “демонстрации” сексуальности. Потенция в этом смысле не зависит от фертильности; бесплодный мужчина может иметь большую половую потенцию. Дополнительно о способах употребления см. импотенция. 3. Одно из трех гипотетических универсальных измерений семантического пространства в теории значения слова Ч. Осгуда. См. семантический дифференциал…. смотреть
ПОТЕНЦИЯ
поте́нция (от лат. potentia – сила) половая, способность самца к воспроизводству потомства. Зависит от полноценности и проявления комплекса половых без… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
• Potentĭa, 1. город в Пицене между Анконой и Castellum Firmanum, близ устья реки Флозиса, римская колония (Liv. 39, 44); н. S. Maria di Poten… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
корень – ПОТЕНЦИ; окончание – Я; Основа слова: ПОТЕНЦИВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ – ПОТЕНЦИ; ⏰ – Я; Слово Потенци… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ потенции, мн. нет, ж. (латин. potentia – сила, Возможность). Возможность, способность, обладание достаточной силой для проявления каких-н. действий, какой-н. деятельности. Надо дать национальным культурам развиться и развернуться, выявив все свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общую культуру с одним общим языком. Сталин.<br><br><br>… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
потенцияפּוֹטֶנציָה נ’; כּוֹחַ ז’ [כּוֹחוֹ; ר’ כּוֹחוֹת]* * *אוןאונותעוצמהСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. поте/нции; мн. поте/нции, Р. поте/нцийСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
возможность проявления сущности в своих многообразных энергиях. Определяется изначальным самоопределением воли, выражая тем самым содержательный момент этого самоопределения, составляющего предметное содержание сущности, ее неповторимость и отличие от всех других. … смотреть
ПОТЕНЦИЯ
поте́нция, поте́нции, поте́нции, поте́нций, поте́нции, поте́нциям, поте́нцию, поте́нции, поте́нцией, поте́нциею, поте́нциями, поте́нции, поте́нциях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: возможность, сила… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
Ударение в слове: пот`енцияУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: пот`енция
ПОТЕНЦИЯ
Rzeczownik потенция f potencja f
ПОТЕНЦИЯ
Понятие Понтия Понт Пони Питон Пион Пот Потенция Поти Потиец Пятно Теин Тип Пинцет Пино Пие Типец Тон Тоня Петя Петин Топ Оцет Отец Опция Опт Нто Нпо Япет Нея Нети Ион Иня Енот Японец Нит Ниц Нтц Цея Отцеп Цетин Пеня Пеон Цеп Цент… смотреть
ПОТЕНЦИЯ
ж кнжн potência fСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
ж. книжн.puissance fСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
ж.(сила) potency- половая потенция
ПОТЕНЦИЯ
{pot’en:s}1. potens medel för att öka potensen–средство, повышающее потенцию
ПОТЕНЦИЯ
1) 权力, 力量, 潜力, 潜能. быть в ~ии 潜在2) (половая) 性交能力Синонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
поте’нция, поте’нции, поте’нции, поте’нций, поте’нции, поте’нциям, поте’нцию, поте’нции, поте’нцией, поте’нциею, поте’нциями, поте’нции, поте’нциях
ПОТЕНЦИЯ
потенция, пот′енция тэ , -и, ж. (книжн.). Возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
поте́нция, -и [тэ]Синонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
потенция “лат. potentia сила] – наличие сил, материальных средств и других возможностей, необходимых для каких-л. действий.
ПОТЕНЦИЯ
(лат. potentia – сила, мошь) – 1. скрытая сила; 2. в сексологии – сексуальная способность мужчины, не зависящая от его фертильности.
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ (от лат . potentia – сила), скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ (от латинского potentia – сила), скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
пот’енция, -иСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ (от лат. potentia – сила) – скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
ПОТЕНЦИЯ [тэ], -и, ж. (книжное). Возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
жPotenz fСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
(от латинского potentia – сила), скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
ж. потенция (бир кыймыл-аракетке келүү үчүн жарамдуулук, жөндөмдүүлүк, мүмкүндүк жана жетишерлик күчкө ээ болуу).
ПОТЕНЦИЯ
– (от лат. potentia – сила) – скрытая возможность, способность,сила, могущая проявиться при известных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
potensСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
[см. потенциал] наличие сил, материальных средств и других возможностей, необходимых для каких-л. действий
ПОТЕНЦИЯ
ж. potenzialità, possibilità latente Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
потенция ж Potenz f cСинонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
Начальная форма – Потенция, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное
ПОТЕНЦИЯ
ж. potency- иммунологическая потенция – половая потенция
ПОТЕНЦИЯ
скрытая возможность, способность, сила, которая может проявиться при определенных условиях.
ПОТЕНЦИЯ
ішкі мүмкіндік, жасырын жатқан қабілет;- творческие потенции шығармашылық ішкі мүмкіндіктер
ПОТЕНЦИЯ
1) potentiel vital 2) (о жидкой лекарственной форме в гомеопатии) puissance
ПОТЕНЦИЯ
потенцияж ἡ ἰσχύς, ἡ δυναμικότητα {-ης}, τό σθένος.
ПОТЕНЦИЯ
матем. поте́нція Синонимы: возможность, сила
ПОТЕНЦИЯ
Ж мн. нет potensiya; imkan, iqtidar, qabiliyyət.
ПОТЕНЦИЯ
потенция потенция, қудрат, тавоноӣ
ПОТЕНЦИЯ
ж потенция, эчке сәләт (мөмкинлек)
Источник
АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia, перевод греч. ἐνέργεια καὶ δύναμις – действительность и возможность) – понятия философии Аристотеля, используемые им для разрешения противоречия между гераклитовским принципом абсолютного становления и учением Парменида, согласно которому бытие не может возникнуть ни из бытия, так как оно уже существовало бы до самого себя, ни из небытия, так как ничто не может возникнуть из ничего; согласно Аристотелю, становление есть переход из сущего потенциально (т.о. не-сущего актуально) в актуально сущее. Понятия акта и потенции можно прояснить прежде всего через примеры с движением (Met. 1048а). Однако движение дает только первое представление об акте, поскольку оно является незавершенным и прекращающимся при достижении цели процессом; от акта-движения отличается акт-энтелехия, завершенная деятельность (напр., видеть – значит уже увидеть; Met. 1048b). Т.о., понятия акта и потенции употребляются на различных уровнях анализа не в одинаковом смысле (1048b5), и потенция в соотношении с актом-движением отличается от потенции в соотношении с актом-сущностью. Аристотель различает потенцию: (1) деятельную, (2) страдательную, (3) перехода в иное и (4) пребывания (Met. 1019а32-1019b5). Потенцию в метафизическом смысле следует отличать от логической потенции (называемой в схоластике possibilitas) (Met. 1019b22-33). Понятия акта и потенции соотносятся с понятиями формы и материи (см. Форма и материя). Однако потенцией обладает не любая материя, а только та, что содержит возможность возникновения в себе самой: так, не земля является потенцией человека, а семя (Met. 1048b39-1049a18). Акт является первичным по отношению к потенции и по определению, и по субстанции, и в строгом смысле по времени (Met. 1049b-1050a). Различное соотношение акта и потенции в вещах определяет их онтологическую иерархию. Действительное сущее является причиной актуализации сущего в возможности; вечное движение небесных тел представляет собой чистый акт, хотя оно обладает потенцией к акцидентальным изменениям относительно места (Met. 1050b). Причинно-следственная цепь приводит в конечном итоге к наивысшему акту, актуализирующему все потенции в универсуме – неподвижному перводвигателю, собственным актом которого является самопознание (Met. 1072b). С помощью оппозиции акта-потенции Аристотель решает различные проблемы физики, метафизики, антропологии, этики – такие, как различения субстанции души и ее действий («De anima», 418а), существование бесконечности (Phys. 206a8-18), соотношение общего и единичного (Met. 1086b4-1087a25). Учение Аристотеля об акте и потенции было принято неоплатониками, в значительной мере переосмыслившими его и соединившими с платоновским учением об идеях, которые рассматривались как потенции в мировом уме. Так, согласно Плотину, идеи существуют в единстве в космическом Уме в качестве универсальных категорий (Еnn. V, 8, 9), но каждая из них – индивидуальная потенция, потенциально отделимый эйдос (Еnn. V 9, 6), который может действовать и в умном, и в чувственном мире (Еnn. IV 4, 36). Т.о., в отличие от аристотелевской концепции, согласно которой Ум является чистым актом, неоплатоники говорили о наличии потенции в Уме; помимо оппозиции акт-потенция они ввели различение между совершенной потенцией актуального, позволяющей творящему проявлять свою активность, и несовершенной потенцией потенциального, позволяющей принимать эту активность. Их взаимодействие определяет собой мир становления (Прокл. Первоосновы теологии, 75-92). В раннехристианской традиции неоплатоническую концепцию акта и потенции использовали Григорий Нисский и Августин в учении о Троице и Логосе (как Боге Слове), содержащим в вечности потенции вещей. На христианскую традицию также повлиял греческий перевод Библии (Септуагинта), в котором «силы Бога» передаются словом δύναμις (потенция). Учение Аристотеля об акте-потенции не оказывало явного влияния на средневековую мысль, пока были известны лишь его логические труды и «Категории», содержавшие учение о субстанции и акциденциях. Только после распространения всего аристотелевского корпуса оппозиция акта и потенции стала играть большую роль в зрелой схоластике, в частности в трудах Фомы Аквинского. Фома рассматривал соотношение потенций души и ее сущности (Комментарий на 1 кн. «Сентенций», 3, 4, 2; О Духе Творящем, 1 и др.) и проблему существования потенций в Боге («Сумма против язычников», 1, 1, 6 и 7; «Сумма теологии», 1, 25, 1 и 2; «О потенции», 1, 1 и др.). Последнюю он решал посредством различения активной потенции (как оппозиции акту-потенции), присущей Богу в высшей степени, и пассивной потенции (как оппозиции акту-форме), не присущей Богу. Наиболее новаторски Фома использует понятия акта и потенции, обсуждая проблему соотношения сущности и сущего («О сущем и сущности», IV). В противовес концепции гилеморфизма, согласно которой все сущее состоит из формы (как акта) и материи (как потенции), он выдвигает учение о том, что высшие интеллигенции состоят из формы, имеющей примесь потенциальности, и из актуализирующего ее акта существования. Дунс Скот сохранял различие акта как субстанциальной формы (actus primus, actus simpliciter) и акта как деятельности (actus secundus), а также различие активной и пассивной потенции; акт как определенность и потенция как определимость соответствовали форме и материи. Но в отличие от аристотелевско-томистской традиции Дунс Скот считал материю не чистой потенцией, а некоторой действительной вещью (aliqua res actu; De rer. princ. q. 7, f. 1, n. 3). Поскольку сущность Бога он усматривал прежде всего в воле, а не в разуме, то он считал, что Бог может сотворить невозможное, ибо потенция его абсолютна (potentia absoluta); будучи благой, воля Бога творит самое разумное. Отличие творения от Бога Дунс Скот полагал не в наличии потенции, а в несовершенстве творения как составного или объединенного с чем-то другим, в то время как Бог, будучи бесконечным, сущностно прост. Душа относится к интеллекту и воле как к различным потенциям в реальном единстве сущего, подобно тому, как сущее относится к трансцендентализм (единству, истине и благу). У.Оккам также не считал материю чистой потенцией, так как в ней наличествует форма телесности. Он также отрицал, что сущим можно считать только потенциальное, и полагал различие между актуальным и потенциальным в сфере логики (Summa totius loqicae 1, 38). У Николая Кузанского активные потенции вещей имеют основания в потенциях, которые имеют в Боге действительное бытие как идеи: ничто не может возникнуть, не имея действительного бытия в уме Бога. Т.о., в Боге возможность равна бытию (posse=est), что выражается неологизмом possest («О возможности-бытии»). Николай Кузанский также оспаривает идею материи как пассивной потенции, существующей наряду с божественной потенцией, и полагает ее как часть идеи сотворенного в Боге (Об ученом незнании), в отличие от Фомы Аквинского, различавшего идеальную потенцию еще не сотворенного в Боге и материальную потенцию еще не сущего в сотворенной вещи. О дальнейшем развитии концепции акта и потенции см. Возможность и действительность. Литература:
К.В.Бандуровский |
Источник