По аристотелю материя это потенция ограниченная формой

По аристотелю материя это потенция ограниченная формой thumbnail

Как было уже сказано, Аристотель, оспаривая отвлеченный идеализм Платона, не отказывался от его основных начал, а лишь стремился преобразовать его и сделать более конкретным. Все основные начала у него, как и у Платона, сводились к форме и материи, чисто пассивной, лишь образуемой формою. Но к вопросу об отношении материи и формы Аристотель пытается подойти с другой стороны в своем учении об энергии и потенции.

Всякое изменение предполагает, во-первых, нечто изменяющееся, пребывающий субстрат изменения, который становится чем-либо, приобретает новые свойства. Во-вторых, изменение предполагает те или другие свойства, приобретаемые изменяющимся предметом. Например, человек из необразованного становится образованным. Тут он переходит из одного состояния в другое – противоположное; но в основании изменения лежит нечто неизменное, пребывающее. Изменение предполагает данный субстрат или материал и определенную форму, которую он принимает.

Итак, должно быть два начала: материал и форма, в которую отливается этот материал. К этому сводится вопрос о возможности генезиса. Вещи не могли произойти ни из бытия, ибо бытие неизменно, ни из небытия, ибо его нет. Следовательно, все происходит из относительного бытия или относительного небытия. Образованный человек происходит не из совершенного идиота и не из совершенно образованного, а из малообразованного, из способного к образованию. Все, что становится, происходит из того, что существовало в некотором отношении и в некотором отношении не существовало; существовало в способности, в возможности и не существовало в действительности.

Всякий генезис есть переход от возможного к действительному; он предполагает эти два понятия. Эти два понятия – возможного, потенциального и действительного, актуального – основные понятия аристотелевской философии и проходят через всю последующую метафизику.

Материя изменяется и принимает всевозможные формы и свойства, но сама по себе неизменна. Она не обладает формами и не имеет никаких свойств. Форма есть то, что определяет собой материю, дает ей действительный вид и свойства. Материя, сама по себе еще не есть то, что из нее впоследствии становится; но она должна иметь способность стать таковою: она есть потенция.

«Первая материя» – нечто во всех отношениях неопределенное, неограниченное, всеобщий субстрат, чистая потенция, которая в действительности никогда не существует отдельно от какой-либо формы, но стоит за всеми видимыми формами, как возможность.

Форма же обусловливает всевозможные действительные свойства. Но при своем различии материя и форма соединены нераздельно и не противолежат друг другу, а предполагают одна другую. Материя и форма суть основные начала. Материя не может существовать без формы. Форма же, наоборот, как чистая энергия может быть мыслима и без материи – в мыслящем разуме. Разум есть форма всех форм: это наивысшая, совершенная форма, которая определяется как чистая энергия, абсолютно осуществленная, в которой не остается ничего потенциального, ничего материального. Все возможное здесь действительно в деятельности чистой мысли, чистого божественного Разума. Такая энергия, такое абсолютное бытие есть божественное начало. Но Аристотель не думал сводить к нему множество своих разнообразных форм.

Одна и та же вещь может быть в одном отношении форма, в другом – материя. Таким образом, является целая цепь, бесконечное множество посредствующих ступеней между чистой потенцией и чистой деятельностью – чистой формой или Богом, который отрешен от всякой материи.

Форма есть не только сущность вещи, но и ее внутренняя цель и вместе с тем – та сила, которая осуществляет эту цель. Все возможное стремится к своему осуществлению, вся материя стремится к форме, к бытию, ибо бытие есть всеобщее благо.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую «первую материю». Первичная материя, однако, не определена ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует, собственно, «потенциальную» предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, вода – холодного и влажного, а земля – холодного и сухого. Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Позже, в связи с проблемами небесных сфер, Аристотель вводит пятый элемент – «пятую сущность» (quinta essentia) – эфир. В то же время, он допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе конкретной модификацией одной и той же первой материи. Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они, как конкретное бытие, постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе). Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения единичного и общего – как отношение двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона. Онтология (метафизика) и космология Аристотеля, его учение о бытии и его учение о мироздании сливаются с его теологией, т. е. его учением о боге. Не удивительно поэтому, что учение о боге излагается Аристотелем в его «Метафизике». И бытие, и мир, и бог – понятия метафизики Аристотеля, его учения о сущности бытия, различные, но связанные между собой грани его учения, составляющие единство, скорее грани его философии, чем специальные, отдельные науки, образующие систему наук.

Аристотель признавал, что вся природа исполнена бессознательного творчества, она действует бессознательно, но по какому-то внутреннему стремлению к цели. Почему же эта цель не достигается сразу? Аристотель утверждает, что материя есть в действительности не простая потенция, не чистая возможность формы, но нечто прямо противоположное форме – особого рода отрицательное начало или причина. Из нее объясняется случайность в природе, косная сила противодействующая форме, которая ограничивает целесообразную деятельность природы и человека. Этим объясняется то, что высшие формы осуществляются не сразу, предполагая осуществление низших форм. Аристотель первым пришел к предположению морфологического единства в организации и строении низших ступеней, человеку – ряд менее совершенных созданий. Материя поддается форме не сразу. Отсюда же происходит и несовершенство в природе.

Источник

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384—322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной пауки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.

Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: “Платон мне друг, но истина дороже!” Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом, Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из пего статуя — это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Категории философии

Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: “то, ради чего”. Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней — от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее — от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанции, а как “место” и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний. Такой подход ближе к современному пониманию этих категорий, чем, скажем, ньютоновский.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была сущность, или субстанция, а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

Своим анализом потенции и акта Аристотель ввел в философию принцип развития. Это было ответом на апорию элейцев, согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ничего, следовательно, возникновение или становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству небытия. Тем самым Аристотель ввел в оборот философии категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт.

Источник

Наши партнеры

Удобный поиск – вакансии. Трудоустроит всех!

1. Аристотель (384 —
322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик
Платона, воспитатель Александра Македонского.

В своей философской
деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

• 367 – 347 гг. до н. э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего
возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

• 347 – 335 гг. до н. э. (12 лет) – жил и работал в Пелле
-столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал
Александра Македонского;

• 335 – 322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей
(перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным
произведениям Аристотеля относятся:

“Органон”, “Физика”,
“Механика”, “Метафизика”, “О душе”, “История
животных”, “Никомахова этика”, “Риторика”,
“Политика”, “Афинская политая”, “Поэтика”.

2. Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую
проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины
различных явлений (получила название “первичная философия”);

практическую – о
деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть
философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой
философии Платона,
согласно которой окружающий мир делился на “мир
вещей” и “мир чистых (бестелесных) идей”, и “мир
вещей” в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным
отображением соответствующей “чистой идеи”.

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал
“мир идей” от реального мира и рассматривал “чистые идеи”
вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные
характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует “чистых идей”, не связанных с
окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы
материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• данные веши называются индивидуумы
(в переводе – “неделимые”), то
есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не “идея
лошади”, воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул,
находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не “идея
стула”, конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не
“идея дома”, и т. д.;

• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды
индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

4. Поскольку бытие не есть “чистые идеи”
(“эйдосы”) и их материальное отражение (“вещи”), возникает
вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается
через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с
древнегреческого — высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают
на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что
такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями
являются:

• сущность (субстанция);

• количество;

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие это сущность (субстанция), обладающая свойствами
количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния,
действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства
бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее
отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само
бытие.

5. Важное место в
философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материя это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью,
и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам
о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей)
и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи,
либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к
форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма —
активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

6. Носителем сознания,
поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три
уровня души:

растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями
организма.

Растительная душа отвечает
за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост,
размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями
ощущения и желания. И только разумная (человеческая)
душа,
охватывая все вышеперечисленные функции,
ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из
всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека.
Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных
животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными
(то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе
— приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося
производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной
территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание
внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

7. Аристотель выделяет
шесть типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет “дурные”
формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и “хорошие”
(монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является
полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство
“среднего класса” (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии
Платона, критикуя учение о “чистых идеях”;

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и
человека;

• выделил 10 философских категорий;

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального
типа – политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие
дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов —
вывода из двух и более посылок заключения).

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV

Источник