Памятник молочница в спб

Памятник молочница в спб thumbnail

«ОХТЕНКА»

(«С кувшином охтенка спешит»)

Среднеохтинский пр. – шоссе Революции

Памятник «Охтенка»

Памятник «Охтенка» открыт 6 июня 2003 г. в саду «Нева» Красногвардейского района. Авторы – скульпторы В.Д.Свешников, Я. Я. Нейман, архитекторы С, М. Короленко, В. И. Морозов, Сюжетом для создания статуи послужили строки из первой главы романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит.

Скульптура была задумана авторами в 1999 г. к 200-летию со дня рождения поэта. Выбор места для установки памятника определен тем, что в XIX веке жительницы Охты, торгующие молоком, переправлялись через Неву к Смольному монастырю и шли к многочисленным петербургским рынкам. Скульпторы

создали собирательный образ молочницы, идущей с кувшином в руках. Женскому лицу приданы портретные черты О. Г. Свешнико вой – жены скульптора. Фигура представлена в движении и установлена на постаменте из светло-серого неполированного гранита, обработка которого имитирует снежный покров. Статуя отлита из бронзы по восковой модели в творческой мастерской Д. В. Гочияева «Денис». Площадка вокруг памятника вымощена плиткой. С правой стороны от памятника

укреплена плита из коричневого полированного гранита с выбитым текстом: //С КУВШИНОМ ОХТЕНКА СПЕШИТ А. С. ПУШКИН//. Ниже выбиты фамилии авторов: //АРХИТЕКТОРЫ

С. М. КОРОЛЕНКО, В. И. МОРОЗОВ СКУЛЬПТОРЫ В. Д. СВЕШНИКОВ, Я. Я. НЕЙМАН 2003 ГОД//.

Гранитные работы выполнены ЗАО ПО «Воз-рождение». Открытие памятника состоялось в день рождения А.С.Пушкина.

Высота статуи – 2,20

Высота постамента – 0,56

/Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. О.А.Кривдина, Б.Б.Тычинин. – СПб./

«Охтенка». Открыта 6 июня 2003 г. Установлена в парке «Нева» (на пересечении шоссе Революции и Среднеохтен-ского пр.), около д. 53 по Среднеохтенскому пр. Скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, архитекторы Станислав Макарович Короленко и Владимир И. Морозов. Бронза, гранит. Высота фигуры 215 см, высота постамента 45 см. Рядом со скульптурой установлен гранитный камень с надписями: «С кувшином охтенка спешит. А.С.Пушкин», «Архитекторы С.М.Короленко, В.И.Морозов. Скульпторы В.Д.Свешников, Я.Я.Нейман. 2003 год».

Воплощение пушкинских строк: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит» («Евгений Онегин», гл. I, строфа XXXV). Кувшин – высокий округлый сосуд с ручкой (Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1963. С. 303), распространенный в изобразительном искусстве женский атрибут (см., например, статую П.П.Соколова «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке Царского Села; картину П.В.Кузнецова «Портрет Е.М.Бебутовой», 1922). Протообразом кувшина является vagina [ср. со скульптурой «Женщина с кувшином» (1985-2000) Л.Я.Колибабы (экспонировалась на персональной выставке художника в Центральном выставочном зале в Петербурге в окт. – нояб. 2003 г.), в которой вагинальный смысл кувшина выявлен прямолинейно (прижатый к низу женского живота и образующий с телом женщины единую нерасчленимую массу, кувшин обращен открытым горлом к зрителю); см.: Золотоносов М. Обнаженные в натуре: Гендерология в новейшей монументальной скульптуре Петербурга // Город: Петербургский журнал. 2003. № 43.10 нояб. С. 20].

Охта (восточная часть Петербурга, по-фински называвшаяся Оха) была заселена финнами, снабжавшими жителей Петербурга молочными продуктами; поэтому в кувшине, который охтенка держит в руке, подразумевается молоко (см.: Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998. С. 171; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя. 2-е изд. Л., 1983. С. 165). В начале 1998 г. статую планировалось установить к пушкинскому юбилею 1999 г., однако эти пла-ш не реализовались. 24 декабря 2002 г. объект был принят градостроительным советом, 6 февраля 2003 г. его осмотрел губернатор В.А.Яковлев, посетивший мастерскую скульпторов. На лепку и литье средства выделил спонсор. «Территориальным управлением будут проведены благоуст-роительные работы по установке скульптуры “Охтинка” в парке “Нева” (Среднеохтинский пр., 52)» (Инфор- ф мационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 16. 28 апр. – 11 мая. С. 53). При создании объекта скульпторы преодолевали противодействие районных властей, в частности главы администрации, который потребовал срубить с камня надпись о том, что скульптура отлита на средства В.А.Евдокимова и АО «Русский дом». Объект открыт в 204-ю годовщину со дня рождения Пушкина.

«Не случайно выбрано и место установки памятника – он обращен в сторону бывшей до 1911 года на Охте переправы к Смольному. В зимнее время по льду, а летом – на весельных яликах охтинские молочницы добирались через Неву к Смольному монастырю, а затем появлялись на городских рынках и в домах петербуржцев» (Спешащая с кувшином охтинка // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 7 июня). Место установки выбрано неудачно – у самого шоссе Революции, в то время как статую надо было установить внутри парка, на пленэре. Архитектурное решение объекта (постамент, круг с мощением) противоречит стилю натуралистически сделанной парковой скульптуры, не являющейся памятником по смыслу и по динамике позы. Несмотря на натуралистическую установку, есть и ошибки: например, молочница идет зимой без рукавичек; изображенный кувшин ручки лишен, что также является ошибкой. Кроме того, динамической позе фигуры не соответствует статичное и скорбное лицо с опущенными глазами, странное для торговки, спешащей продавать молоко, но естественное, например, для надгробной статуи (у скульптора Свешникова тяжело болела и весной 2003 г., незадолго до открытия памятника, умерла жена; не исключено, что этот трагический опыт отразился в скульптуре). Об открытии см. также: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. №21. 9-22 июня. С. 36-37; Леусская Л. «С кувшином охтенка спешит» // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 12 июля.

/БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда – Петербурга 1985-2003 гг. Текст: Михаил Золотоносов Фото: Юрий Калиновский. СПб. «Новый Мир Искусства»/

Источник

Куда спешит «Охтенка»?

Скульптура «Охтенка» обращена в сторону существовавшего до 1911 года перевоза с Охты к Смольному монастырю. Зимой по льду, летом на лодках перевозчиков охтинские молочницы с тяжелыми кувшинами перебирались через Неву, а затем отправлялись по городу, разнося свои товары по домам обеспеченных клиентов.

Молочный промысел был для этих мест традиционным: охтинки снабжали петербуржцев молоком, сливками, маслом, сметаной и творогом с петровских времен.

Жаль только, что сегодня невская перспектива скрыта застройкой, а потому «Охтенка» спешит скорее в торговый комплекс, чем на другой берег реки.

Так все-таки «охтинка» или «охтенка»?

По данному поводу возникает множество вопросов, так что следует внести ясность. Сегодня это слово пишется через «и»: жительница Охты – охтинка. Такова современная орфографическая норма. Однако в прошлом нормативным действительно было написание этого слова через «е». Поэтому в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина с кувшином спешит именно «охтенка». Кстати, в свое время в обиходной речи широко использовалось просторечное слово «охтянка».

Двести лет разносчики и уличные торговцы были неотъемлемой частью жизни Петербурга. Именно охтинские молочницы снабжали своей продукцией состоятельных горожан (а только они и могли в XVIII-XIX веках позволить себе молоко и молочные продукты в большом городе, вдали от сельских поселений).

Еще с петровских времен Охта славилась своим молочным промыслом. По преданию, сам Петр Алексеевич, заботясь об обеспечении новой столицы молоком, приказал завести здесь породистых коров. Его приказ был адресован русским переселенцам (главным образом из нынешних Архангельской и Вологодской областей), прибывшим сюда для работы на судостроительных верфях. Пока мужчины плотничали, женщины, говоря официально, занимались молочным животноводством.

Впрочем, есть версия, что коров на Охте держали еще финны-ингерманландцы, которые не бросили молочный промысел, перейдя из шведского подданства в русское. Любопытно, что предприимчивые охтинки, дела которых в городе шли особенно успешно, покупали молоко у тех же чухонцев (этим неблагозвучным словом тогда называли коренных жителей здешних земель) на «Горушке» – главной торговой площадке Охты (рынок находился в районе современной пешеходной части Большой Пороховской улицы). Со временем выделилась группа охтинских молочниц, которые занимались исключительно торговлей и даже не имели собственных коров.

Каждое утро, проснувшись в 4 часа, охтинки спешили на переправу, которая располагалась на месте нынешнего Большеохтинского моста. Зимой по льду, летом на лодках перевозчиков молочницы с тяжелыми кувшинами перебирались через Неву к Смольному монастырю, откуда начинался их ежедневный маршрут по городу. Труд молочниц был весьма уважаем, ведь этот промысел имел огромное значение для материального благосостояния всех охтинских жителей. Постепенно сложился яркий, узнаваемый образ самостоятельной женщины, кормилицы семейства. Тогдашняя охтинка – настоящая бизнес-леди! Ее самобытность проявлялась и в манере поведения, и во внешнем облике. Охтинка держалась смело и независимо, была сильной, бойкой и голосистой. Вот как описал охтинскую молочницу литератор первой половины XIX века Павел Васильевич Ефебовский в очерке «Петербургские разносчики»: «Посмотрите, как кокетливо охтянка выступает зимою, таща за собою санки, нагруженные кувшинами с молоком и сливками. Наряд ее, особливо при хорошеньком, свежем личике, подрумяненном морозом, очень красив: кофта, опушенная и часто подбитая заячьим мехом, очень хорошо выказывающая стройность талии; ситцевая юбка и синие чулки с разными вычурами и стрелками. Все это, вместе с красивыми лицами, встречаете вы у молодых охтянок».

(Цитата из книги Первушина Е. В. “Петербургские женщины XIX века”)

Образ охтинской молочницы, запечатленный в скульптуре у сада «Нева», – собирательный. Он основан на описаниях, рисунках, гравюрах. Источником вдохновения послужили строки Александра Сергеевича Пушкина из первой главы романа в стихах «Евгений Онегин»:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Идея создания «Охтенки» родилась в 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Пушкина. В работе над памятником приняли участие скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, а также архитекторы Станислав Макарович Короленко и Владимир И. Морозов. Спустя четыре года идея обрела свое воплощение. Памятник «Охтенка» был открыт у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, в 2003-м, в год 300-летия Санкт-Петербурга. Торжественная церемония состоялась 6 июня, в день рождения великого русского поэта.

Примечательно, что лицу «Охтенки» были приданы черты конкретного человека – супруги скульптора Валентина Дмитриевича Свешникова. Восковую модель скульптуры создали в стенах Академии художеств, а деньги на дорогостоящее литье из бронзы выделил спонсор.

Источник

Originally at С фотоаппаратом по Питеру. You can here or there.

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

К 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина авторский коллектив в составе скульпторов В.Д. Свешникова, Я.Я. Неймана и архитекторов С.М. Короленко, В.И. Морозова задумал памятник. В соответствии со строками из первой главы «Евгения Онегина», они создали собирательный образ молочницы. Поскольку речь идёт об охтенке, то и местом для установки памятника должен был стать район Охты. К юбилею создать памятник не удалось.

Открыли памятник позднее, 6 июня 2003 года, в день рождения поэта. Место для его установки выбрали у пересечения шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта, в восточном углу сада «Нева».

Памятник представляет собой скульптуру молодой женщины с кувшином в руках, спешащей к Неве. Действительно, до 1911 года неподалёку находилась переправа через Неву к Смольному монастырю. Сам же район Охты был известен молочным промыслом. Разносчиками молока были женщины, молочницы. Вставали они рано, зимой по льду, летом на лодках переправлялись через реку и с тяжёлой ношей отправлялись в город. В помощь матерям девочки приобщались к труда с раннего возраста. У многих молочниц были постоянные покупатели из нескольких городских семей. Труд молочниц был уважаем, сложился даже определённый образ самостоятельной женщины, кормилицы семейства. Недаром о них писал не только А. Пушкин, но и другие писатели. В частности, Павел Васильевич Ефебовский.

Бронзовая скульптура молочницы установлена на плиту из светло-серого нарочито грубо обработанного гранита, имитирующего снежный покров. Женскому образу молочницы приданы черты жены скульптора В.Д. Свешникова.

Строго говоря, в руках у молочницы находится не кувшин. Ведь у кувшина должна быть ручка, которой в данном конкретном изображении нет. Да и далеко ли и много ли молока унесёшь в такой посуде?! Но это так, придирки. Сам же памятник мне, по большому счёту, нравится.

Памятник установлен в центре круглой площадки, вымощенной каменными плитками.

Если смотреть на памятник спереди, то на правой границе площадки установлен фигурный блок из красного гранита.

В верхней его части выбита строка из «Евгения Онегина»: «С кувшином охтенка спешит». С указанием авторства: «А.С. Пушкин». Жаль только, что они плохо читаемы. Надо было бы или выбрать другой шрифт, или для увеличения контрастности в литеры втереть краску.

Ниже перечислены фамилии авторов памятника и указано время его создания – «2003 год».

Мне кажется, в первое время после открытия памятник смотрелся лучше. Но через несколько лет прямо перед ним построили стекляшку торгового комплекса «Орловский». И всё, памятник перестал восприниматься должным образом. Исчезла перспектива, молочнице некуда спешить – ну, не в торговый же комплекс?! Хотя, может это только я так чувствую…

Можно добавить ещё технические характеристики памятника «Охтенка». Высота бронзовой скульптуры – 215 (220) см, высота гранитного постамента – 45 (56) см.

PS. Хоть памятник и относительно новый, но почему-то в разных источниках указываются разные его размеры. Правда, близкие друг к другу. Да и, в конце-концев, так ли уж важно знать абсолютно точные цифры…

Источник

История памятника культуры

Скульптура «Охтенка»

Двести лет разносчики и уличные торговцы были неотъемлемой частью жизни Петербурга. Именно охтинские молочницы снабжали своей продукцией состоятельных горожан (а только они и могли в XVIII-XIX веках позволить себе молоко и молочные продукты в большом городе, вдали от сельских поселений).

Еще с петровских времен Охта славилась своим молочным промыслом. По преданию, сам Пётр Алексеевич, заботясь об обеспечении новой столицы молоком, приказал завести здесь породистых коров. Его приказ был адресован русским переселенцам (главным образом из нынешних Архангельской, Вологодской, Костромской и Ярославской областей), прибывшим сюда для работы на казенных верфях. Пока мужчины плотничали, женщины, говоря официально, занимались молочным животноводством.

Впрочем, есть версия, что коров на Охте держали еще финны-ингерманландцы, которые не бросили молочный промысел, перейдя из шведского подданства в русское. Любопытно, что предприимчивые охтинки, дела которых в городе шли особенно успешно, покупали молоко у тех же чухонцев (этим неблагозвучным словом тогда называли коренных жителей здешних земель) на «Горушке» – главной торговой площадке Охты (рынок находился в районе дома № 14 по современному Большеохтинскому проспекту). Со временем выделилась группа охтинских молочниц, которые занимались исключительно торговлей и даже не имели собственных коров.

Каждое утро, проснувшись в 4 часа, охтинки спешили к перевозам через Неву. Летом на пароходах и лодках перевозчиков, зимой по льду молочницы с тяжелыми кувшинами переправлялись на левый берег, где начинался их ежедневный маршрут по городу. Труд молочниц был весьма уважаем, ведь этот промысел имел огромное значение для материального благосостояния всех охтинских жителей. Постепенно сложился яркий, узнаваемый образ самостоятельной женщины, кормилицы семейства. Тогдашняя охтинка – настоящая бизнес-леди! Ее самобытность проявлялась и в манере поведения, и во внешнем облике. Охтинка держалась смело и независимо, была сильной, бойкой и голосистой. Вот как описал охтинскую молочницу литератор первой половины XIX века Павел Васильевич Ефебовский в очерке «Петербургские разносчики»: «Посмотрите, как кокетливо охтянка выступает зимою, таща за собою санки, нагруженные кувшинами с молоком и сливками. Наряд ее, особливо при хорошеньком, свежем личике, подрумяненном морозом, очень красив: кофта, опушенная и часто подбитая заячьим мехом, очень хорошо выказывающая стройность талии; ситцевая юбка и синие чулки с разными вычурами и стрелками. Все это, вместе с красивыми лицами, встречаете вы у молодых охтянок» (цит. по кн.: Первушина Е. В. Петербургские женщины XIX века).

Образ охтинской молочницы, запечатленный в скульптуре у сада «Нева», – собирательный. Он основан на описаниях, рисунках, гравюрах. Источником вдохновения послужили строки Александра Сергеевича Пушкина из первой главы романа в стихах «Евгений Онегин»:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Идея создания «Охтенки» родилась в 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Пушкина. В работе над памятником приняли участие скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, а также архитекторы Станислав Макарович Короленко и Владимир Иванович Морозов. Спустя четыре года идея обрела свое воплощение. Памятник «Охтенка» был открыт у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, в 2003-м, в год 300-летия Санкт-Петербурга. Торжественная церемония состоялась 6 июня, в день рождения великого русского поэта.

Примечательно, что лицу «Охтенки» были приданы черты конкретного человека – супруги скульптора Валентина Дмитриевича Свешникова. Восковую модель скульптуры создали в стенах Академии художеств, а деньги на дорогостоящее литье из бронзы выделил спонсор.

Фигура охтинской молочницы была установлена на гранитный постамент, обработка которого напоминает тот самый хрустящий снег. Площадку вокруг памятника вымостили плиткой. И спешит «Охтенка», как и прежде, в сторону перевоза через Неву.

Источник