Основных социогенных потенций человека

Социогенные потребности.

Социогенные потребности являются следствием принадлежности человека к определенному микросоциуму. Желание удовлетворить эти потребности вынуждает человека к социально-приспособительному поведению. Содержательную часть такого поведения мы рассмотрели ранее при раскрытии сущности функции организации.

Социогенные потребности мы будем рассматривать в двух аспектах, в отличие от социальных потребностей по модели Маслоу.

Первый аспект отражает тот факт, что человек работает не только ради денег. Поэтому одних экономических стимулов ему недостаточно. Люди всегда нуждаются в моральных стимулах. Особенно подвержены моральным стимулам люди первой и третьей жизненной позиции модели Берне. Известное выражение «хорошее слово и кошке приятно» лишь подчеркивает важность использования в менеджменте моральных мотивов.

Здесь уместно привести рекомендации по искусству похвалы как важного мотив; в поведении индивидуума.

Похвала — самое действенное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку требуется признание, любовь, поддержка и постоянно новые стимулы.

Каждый человек, независимо от уровня его умственных способностей, вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – это самое действенное средство при общении с людьми.

Похвала – это положительная сила, которая действует сама по себе.

Жажду признания и уважения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерная похвала.

Хвалите человека, когда вы с ним находитесь наедине, так он станет вашим другом. Если вы хвалите его в присутствии других, он будет испытывать еще большую преданность вам. Если вы хвалите его способности, ставя в пример другим, он будет каждому рекомендовать вас и защищать вас от любых нападок.

Опыт и специальные исследования психологов и социологов показывают, что остается немало неиспользуемых резервов человеческого фактора, которые могли быть использованы руководителями. Это и свойственное нам достоинство, и стремление быть первым, награды и степени, неуклонный профессиональный и должностной рост свобода и независимость. Особое внимание к начинающим и вновь пришедшим, желание не отставать от жизни и многое другое.

Этот аспект социогенных потребностей человека достигается через социальные интересы (п. 2.3) и моральные стимулы.

Второй аспект социогенных потребностей отражает естественное стремление человека к причастности: чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, совместные действия поддержки, чувство понимания. Эти потребности (социальные потребности по модели Маслоу), являясь следствием принадлежности к микросоциуму (группе), обуславливают такие приспособительные акции, как: соизмерение своих поступков с принятой группой нормой, верности группе, стремление поддержать ее престиж, отношения с коллегами и руководством, стиль подчинения и др. Приспособительное поведение в перечисленных направлениях превращается в мотивирующие факторы.

Потребность в принадлежности к ближайшему окружению удовлетворяется через подчинение индивидуальных интересов, коллективным интересам. Ведь от того, насколько мы приспособлены к тем, кто нас окружает, часто во многом зависит выполнение производственных заданий, эффективность участия в разных мероприятиях, в целом отношение к тому, чем мы заняты.

Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая дает им обширные возможности общения с коллегами. Мотивом в формально созданной группе являются дух единой команды и групповая ответственность, а результаты совместного труда. Это достигается созданием и поддержанием атмосферы положительных межличностных отношений и контактов, а также умелым де­легированием полномочий. Этот аспект социогенных потребностей создает основу духовных интересов (п. 3.4).

Люди обычно знают, почему они работают совместно в формальных группах. Как правило, они либо хотят обеспечить достижение своих целей, согласовав их с общими целями группы, или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой группе или организации в целом. Стремлением к их удовлетворению обусловлены такие духовные интересы, как приспособление к ценностям группы, этические нормы поведения, защита престижа группы, дружеские отношения к коллегам и т. п.

Социальные и духовные интересы находят отражение в целях социального развития коллектива, комплекса мероприятий, включенных в планы социального развития, направленных на удовлетворение именно этих интересов членов коллектива организации.

Таким образом, социогенные потребности активизируют социально-приспособительное поведение индивидуумов, вызывая определенные сдвиги каких-то физических показателей. Подобные явления определяли круг социальных мотивов, которые адаптируют поведение человека к той микросреде, в которую он включен формально и непосредственно.

Побудительными мотивами, способными активизировать деятельность человека в группе, могут быть:

работа, которая позволяет людям общаться между собой;

дух единой команды, создаваемый на рабочих местах;

условия, создаваемые для социальной активности членов группы вне ее рамок;

похвала и другие виды внимания к подчиненным;

периодические совещания, проводимые с группой, что создает обратную связь и принадлежность членов группы к процессу выработки и принятия решений руководителем.

Эти факторы создают предпосылки к развитию социальных и духовных интересов. При этом группа в целом сможет эффективно выполнять свои задачи только при условии, что задачи каждого из членов определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 1715 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Менеджмент

Психологические особенности студентов гуманитарного и технического склада ума.

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Для успешного обучения в вузе необходимо: довольно высокий уровень общего интеллектуального развития,

v широты познавательных интересов,

v уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.

При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет:

v повышенной мотивации или работоспособности,

v тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии.

Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать:

v ярко выраженным вербальным типом интеллекта,

v широтой познавательных интересов,

v хорошо владеть языком,

v иметь богатый словарный запас,

v уметь правильно его использовать,

v точно соотносить конкретные и абстрактные понятия

v иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, «в мире слов», в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.

Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь:

v высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением,

v способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами,

v быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте,

v высокой степенью концентрации внимания,

v строгостью и логичностью суждений.

Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.

Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т.е. недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интровертированность — необходимое условие успешного обучения в вузе, и ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов естественных факультетов. Самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.

Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта.

По экспериментальным данным оказалось, что пространственные представления достигают высокого уровня развития уже у первокурсников. Этот уровень является индивидуальным максимумом к моменту поступления в технический вуз и в процессе обучения развивается очень незначительно. Значит, при поступлении в технический вуз абитуриент должен обладать высокой способностью к пространственным представлениям. Очевидно, это качество больше зависит от природных свойств индивида в отличие от других умственных способностей, например, понятливости, сообразительности и т.п.

За время пребывания в вузе у будущих инженеров развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности. Однако будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.

4. Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Большинством психологов потребность определяется как пе­реживаемая или осознаваемая человеком необходимость в ка­ком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разде­лять на две большие группы. Первая группа потребностей свя­зана с благами, обеспечивающими жизнь и существование че­ловека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей по­рождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включа­ют в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, тру­дом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потреб­ность как «потребность в социальных взаимодействиях кон­кретного содержания».

Существуют более развернутые классификации потребнос­тей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженнос­ти, или компетентности, и потребность в преодолении пре­пятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассмат­ривает как стремление к мастерству, к развитию способнос­тей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой дея­тельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопо­ставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе от­печаток культурных традиции. Это видно на примере даже та­кой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыс­лами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время со­циогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, явля­ются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксиро­вать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное от­личие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипо­тетическим конструктом, которым люди пользуются для объ­яснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса не­полноценности никто не мог сказать, что он испытывает по­требность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведе­ния людей прошедших эпох в терминах современности.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответст­венно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ве­дут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и ко­свенной: через личный пример, через создание условий, бла­гоприятствующих развитию иерархии потребности. Напри­мер, для развития познавательной потребности у ребенка не­обходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вме­сто дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо ро­дителей и воспитателей большую роль в формировании систе­мы ценностей человека играют средства массовой информа­ции (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развиваю­щейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребнос­тей, которая приведет его к соответствующим видам деятель­ности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухо­творенность потребностей, сформировавшихся ранее. Напри­мер, на основе любознательности ребенка можно формиро­вать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруисти­ческую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историче­скую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на при­мере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу ин­формации от одного человека к другому. Но затем (с развити­ем письменности, изобретением радио и телевидения, созда­нием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о це­лой группе потребностей. Во-вторых, потребность может ме­нять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерар­хия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идео­логии большее значение начинают приобретать мотивы лич­ностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индиви­дуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспита­ния, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мо­тивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности представляют интерес не толь­ко для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 6-37.

Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118-120.

Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.

5.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т- 1.С. 12—55.

Источники: https://helpiks.org/7-74418.html, https://lartdoll.net/pedagogicheskay-psihologiya/39-lekcii-po-psihologii-professionalnogo-obrazovanija/1069-psihologicheskie-osobennosti-studentov.html, https://studfiles.net/preview/5842547/page:7/

Источник

Стр. 259

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.

Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии. Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, “в мире слов”, в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.

Источник