Непрерывная актуализация потенций способностей и талантов

  
  
Имя файла:2961.04.01;МТ.01;1
Размер:105 Kb
Дата публикации:2015-03-09 04:08:19
Описание:
Практикум по решению профессиональных задач – Модульный тест

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):

Беспристрастность, объективность в поступках и отношениях к другим людям – это
Важнейшая характеристика личности, связанная с системой потребностей, мотивов, установок, интересов и ценностных ориентаций, определяющих идейно-политическую, профессиональную и эмоционально-нравственную активность, – это
Выступление с конструктивными предложениями при решении педагогических и социальных проблем называется
Группа качеств, позволяющих учителю управлять педагогической системой, в частности, познавать психику ребенка, понимать его психическое состояние, изучать и отбирать необходимые для учебно-воспитательного процесса средства, формы, методы, изучать свою деятельность и личность с целью ее совершенствования, – это ________________ умения
Группа качеств, характеризующая способность учителя организовать классный коллектив и целенаправленно управлять его и своей деятельностью по реализации намеченных планов и разработанных проектов в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса, – это ________________ умения
Длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях, – это
Запоминание, сохранение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного под воздействием педагогической действительности и реального мира в целом с целью накопления и успешного применения личного педагогического опыта в профессиональной деятельности – это
Исторически сложившиеся или установленные стандарты профессионального поведения и деятельности – это
К нормам профессиональной педагогической морали учителя относятся: 1) знание и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей; 2) профессиональная увлеченность; 3) профессиональное мастерство и самосовершенствование; 4) забота учителей о благе своих учеников. Правильным ответом является
К умениям, характеризующим распределение внимания учителей на уроке, относятся: 1) сочетание фронтальной и индивидуальной работы; 2) слушание; 3) оценивание ответа ученика; 4) умение держать в поле зрения весь класс; 4) объяснение нового материала и одновременное поддержание активности класса; 5) демонстрация опыта, наглядного пособия; 6) контроль поведения учащихся. Правильным ответом является
Качества, позволяющие устанавливать и развивать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками педагогического процесса, создавать благоприятный социально-психологический климат в ученическом коллективе, – это _________ умения
Конфликты, в основе которых лежит противоречие между ролевыми обязанностями и стремлением к профессиональной карьере, относятся к одному из типов _____________ конфликтов
Конфликты, возникающие из-за низкого престижа роли учителя, особенно определенного их круга, предметы и роль которых оценивается как “второстепенные” (музыка, труд, изобразительное искусство, физкультура), относятся к одному из типов ___________ конфликтов
Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональной роли учителя, относятся к одному из типов ___________ конфликтов
Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель в школе, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен, относятся к одному из типов ___________ конфликтов
Конфликты, обусловленные различными профессионально-ролевыми обязанностями учителя, в первую очередь их многообразием и неопределенностью, относятся к одному из типов ___________ конфликтов
Конфликты, связанные с чрезмерной административной зависимостью учителя от системы народного образования как социального института, относятся к одному из типов ___________ конфликтов
Неповторимо индивидуальный способ и форма присвоения профессиональных отношений – это
Непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности – это
Норма педагогической морали, предполагающая полную самоотдачу учителя при выполнении профессиональных обязанностей, – это
Обычно выделяют следующие основные функции (виды деятельности) педагога: 1) обучение; 2) воспитание; 3) оценивание; 4) консультирование; 5) инноватика. Правильным ответом является
Один из этапов проектирования профессионального самообразования, в процессе которого осуществляется практическая деятельность по самосовершенствованию, называется
Один из этапов проектирования профессионального самообразования, в процессе которого осуществляется промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижение педагогического мастерства, называется
Один из этапов проектирования профессионального самообразования, в процессе которого происходит раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития, называется
Один из этапов проектирования профессионального самообразования, в процессе которого происходит формирование профессиональных намерений, выбор профессии, называется
Одним из принципов организации самообразования педагогов является принцип, который включает в себя создание внутренней заинтересованности в самообразовании путем идеологических воздействий, морального и материального стимулирования, системы контроля самообразовательной работы, создания и оптимизации условий самообразования педагога. Он называется принципом
Одним из принципов организации самообразования педагогов является принцип, который предполагает занятия самообразованием в системе, отражающей систему педагогической деятельности, относительно самостоятельное решение отдельных вопросов, но в органически единой системе. Он называется принципом
Одним из принципов организации самообразования педагогов является принцип, который предполагает постоянный анализ учителем своей профессиональной квалификации и педагогической деятельности с целью выявления тех элементов, которые требуют совершенствования. Он называется принципом
Одним из принципов организации самообразования педагогов является принцип, который предусматривает учет бюджета свободного времени, учет учебно-материальной базы самообразования и других конкретных условий деятельности педагога; позволяет правильно распределить время на самообразовательную работу, установить последовательность изучения проблем, определенных на основе педагогического самоанализа, сконцентрировать усилия на решении задач, предусмотренных планом данного года. Он называется принципом
Опосредованное практикой расширение полученных в вузе знаний, творческое освоение педагогом своей профессиональной роли в целях ее адекватного исполнения – это
Организация профессионально-педагогического самообразования заключается в решении частных задач: 1) формировании установки на самообразование; 2) разработки методики педагогического самоанализа с целью определения каждым учителем конкретного содержания самообразования; 3) разработки методики профессионально-педагогического самообразования; 4) оптимизации условий самообразования педагогов, что способствует одновременно и его упорядочению и стабилизации установки на самообразование. Правильным ответом является
Отзывчивость в отношениях с окружающими – это
Параметр, характеризующий профессиональное развитие личности педагога, который определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность, называется
Параметр, характеризующий профессиональное развитие личности педагога, который представляет собой результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основу развития, называется
Параметр, характеризующий профессиональное развитие личности педагога, который представляет собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней, называется
Партнерами учителя в его профессиональной деятельности являются: 1) ученики; 2) родители учеников; 3) учителя-коллеги; 4) администрация школы; 5) работники органов народного образования. Правильным ответом является
По Р. Бруннеру, следующие компоненты: 1) преобладание непрямых управленческих воздействий; 2) избегание ригидных способов педагогического воздействия; 3) применение методов взаимодействия между учащимися (групповых методов обучения); 4) дифференцированное использование положительных подкреплений, стимулов; 5) гибкость; 6) знание и учет ожиданий партнеров по профессиональной роли – являются частью модели
По Р. Бруннеру, следующие компоненты: 1) эмоциональная стабильность; 2) положительная самооценка; 3) дифференцированное и систематическое планирование обучения; 4) партнерская установка на ученика – являются частью модели
Поведение учителя, которое характеризуется пассивностью и минимальным влиянием учителя на учебно-педагогический процесс, при котором роль учителя ограничивается формальным исполнением посреднических функций информатора, является
Постоянное закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам, определенная система мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения реализуются, – это
Правдивость, прямота и добросовестность в отношениях с другими людьми – это
Принцип, который необходим для получения информации о качественном состоянии самообразовательной работы и ее эффективности, – это принцип ___________ самообразования
Профессиональные качества, необходимые педагогу для планирования и проектирования различных видов педагогической и учебной деятельности, для построения содержания учебной информации и образа конечного результата учебно-педагогической деятельности, – это ________________ умения
Процесс развития личности педагога характеризуют его социальные (сущностные) силы, а именно: 1) способности к выполнению данной профессиональной роли; 2) потребности; 3) знания; 4) умения; 5) социальные чувства. Правильным ответом является
Процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности, – это
Психические новообразования, возникающие в личности учащихся под влиянием системы работы учителя более или менее адекватные поставленным целям, – это
Различают следующие основные стили поведения педагога: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) либеральный. Правильным ответом является
Свод выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения, – это
Система знаний педагога, отражающая в форме понятий, суждений, умозаключений требования основных структурных компонентов педагогической деятельности и включающая в себя социально-экономические, специальные, методические, психологические и педагогические знания, – это
Система научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности, – это организация
Система самообразования педагога включает следующие компоненты: 1) установку; 2) педагогический самоанализ; 3) цели и задачи; 4) содержание; 5) методы; 6) эффективность обучения и воспитания. Правильным ответом является
Совокупность индивидуально-психологических качеств личности в их динамике, определяющих успешность овладения педагогической деятельностью, выполнения ее и совершенствования в ней, – это
Совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих о характере этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации, – это
Совокупность присущих индивиду социальных качеств, которые образовались у него на основе природных свойств (пол, темперамент и т. п.) в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа и т. д.) и деятельности (игровой, трудовой, познавательной), называется
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения, – это
Совокупность устойчивых, повторяющихся, наиболее типичных для педагога форм, методов, способов и приемов реализации педагогических функций, – это
Специфика профессиональной роли педагога обусловлена особенностями педагогической деятельности. К этим особенностям относятся: 1) объект педагогической деятельности; 2) средства педагогического труда, 3) результат труда педагога. Правильным ответом является
Спокойствие и психическая устойчивость во всех педагогических ситуациях, умение мириться с чужим мнением, образом мыслей, характером – это
Способности к педагогической деятельности, развитые до уровня черт характера, – это
Способность видеть в явлениях и фактах не замечаемые другими детали, умение распределять свое внимание, держать в поле зрения всех и каждого одновременно – это
Способность видеть и понимать комические стороны различных жизненных противоречий, человеческих характеров и поступков – это
Способность легко вступать в контакты с другими людьми – это
Способность мысленно моделировать личность ученика и ученический коллектив в динамике, весь учебно-воспитательный процесс и отдельные его звенья, изобретать новые приемы и методы образования личности – это
Способность не опускать рук при неудаче, уверенность в конечном успехе, умение радоваться жизни – это
Способность последовательно и логично мыслить, детально анализировать факты и явления, выдвигать новые педагогические решения (идеи) – это
Стиль поведения учителя, который основан на учете индивидуальных особенностей и личного опыта школьников, их активности и потребностей, на предоставлении учащимся возможностей для проявления самостоятельности, является
Теплое, дружеское отношение к окружающим – это
Умение владеть проявлением своих чувств, ровное поведение – это
Умение перевоплощаться, играть по-разному роль учителя в зависимости от конкретной педагогической ситуации и преследуемых целей – это
Умение соблюдать чувство меры, признание в другом человеке личности, индивидуальности – это
Умение требовать от других качественного и своевременного выполнения задач, установленных правил поведения, а также предъявление высоких требований к себе – это
Умение эффективно воздействовать на других людей при помощи логичной, аргументированной и образной речи, основанной на богатстве словарного запаса, – это
Усвоение профессионального опыта и культуры – это
Учитель полагается только на силу приказов, на свою власть, не доверяет ученическому коллективу и не считает нужным обосновывать и разъяснять свои решения при ____________ стиле поведения

Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —>
ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку “Скачать бесплатно” Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с “Правилами сервиса”

Источник

Самоактуализация

стремление военнослужащего к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

(от лат. действительный, настоящий)психологический термин для обозначения полного раскрытия личностного потенциала.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Самоактуализация

использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности, стремление к личностному самосовершенствованию.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Самоактуализация

отлат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [24, c. 131; 26, c. 286; 67, c. 349; 82, c. 679].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

(от лат. actualis – действительный, настоящий) – наиболее полная и свободная реализация личностью своих возможностей. Термин введен К. Гольдштейном в 1939 г.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Самоактуализация

стремление человека к возможно более полному выражению и развитию своих личностных возможностей, основанное на знании и понимании себя, своей личности, своих жизненных проблем и ситуации своей жизни.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Самоактуализация

(от лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих качеств, способностей; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

стремление человека к наиболее полному развитию своих качеств, способностей, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, путь к полноценной, внутренне богатой жизни. См. САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

1) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей и способностей; 2) самостоятельная учебная деятельность, направленная на то, чтобы привести знания, умения в соответствие с современными требованиями.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Самоактуализация

(от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и реализации своих способностей (А. Маслоу). Для полной С. необходимы благоприятные социальные условия и воспитание, готовящее к самовоспитанию и самореализации.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Самоактуализация

высшая жизненная потребность индивида, под которой А. Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих потенциальных возможностей, проявлению его способностей становиться всем, чем он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общечеловеческой и личностной сущности. (4)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Самоактуализация

введенный американским психологом А. Маслоу термин, который определялся им как непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрерывное стремление к единству, интеграции или синергии личности.

Источник: Общие основы педагогики

Самоактуализация (самореализация)

высшая жизненная потребность индивида, под которой А.Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих потенциальных возможностей, проявлению его способностей становиться всем, чем он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общечеловеческой и личностной сущности. (Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. Мариуполь, 2004.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам амер. психолога А. Маслоу, С. — это стрем-ление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных соц.-исторических условий и соответствующего воспитания.

Источник: Педагогический словарь

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

термин, происходящий от философского учения об акте и потенции. Обозначает процесс активного осуществления индивидом самого себя посредством реализации имеющихся у него потенциальных возможностей развития. Употребляется в двух близких значениях: а) самодеятельное превращение своих задатков в действительные способности к совершению определенных действий; б) воплощение способностей индивида в реальных результатах его деятельности, переход возможности что-либо совершать в действительные свершения. В другом смысле термин имеет в виду осовременивание индивидом своих возможностей, знаний, умений без посторонней помощи, т. е. через самообразование.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Самоактуализация

процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация по сути способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Самоактуализация есть проявление глубинной, естественной нравственности «образа Божия» в человеке. Успешность и полнота самоактуализации зависит от развития самосознания, эмпатии человека, рефлексии и мировоззрения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Самоактуализация

[лат. actualis – деятельный, действительный, настоящий] – 1) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социальных условий; 2) изменение человеком своего бытия посредством собственной активности. С. – главный мотивационный фактор восхождения человека к индивидуальности на основе чувственного переживания потребности в совершенстве. Измерение уровня С. производится с помощью самоактуализационного теста (CAT), разработанного Ю.А. Алешиной и Л.Я. Гозман на основе концепции А. Маслоу и опросника Э. Шострема (1963). CAT содержит 2 базовые и 12 дополнительных шкал. Первая базовая шкала называется «Компетентность во времени». Ею оценивается способность жить «настоящим», здесь и сейчас, переживать момент становления. Она характеризует мироощущение зрелого человека, восприятие целостной жизни, уверенность в будущем. Вторая базовая шкала названа шкалой «Поддержки». Ею оценивается независимость ценностей и поведения человека от воздействия извне.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Основные условия самоактуализации:
1. Полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее.
2. Представление для себя жизни как процесса постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста.
3. Само слово «самоактуализация» подразумевает осознание своего собственного «Я», которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Необходимо предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство людей (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, сверстников, вышестоящих лиц, традиции и т. д.
4. Необходимость брать на себя ответственность, быть честным перед самим собой.
5. Человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.
6. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего человек («Я») непригоден. Самоактуализирующаяся личность – человек, который в теории А. Маслоу характеризуется следующими особенностями:
– лучшее восприятие реальности, лучшее принятие себя, других, окружающего мира;
– увеличение спонтанности поведения, способность концентрироваться на проблеме, эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь, автономия и способность противостоять социальному натиску;
– зрелость чувств, опыт трансперсональных переживаний, лучшее понимание человека как человека (вне социальных штампов), улучшение межчеловеческих взаимоотношений, демократические признаки в собственном характере, усиление креативности, более объективная система оценок. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, С.– это желание стать большим, чем являешься; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Автор считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни.
Понятие «С.» в центре концепции одного из популярных психологов XX в.– К. Роджерса (1902–1987). Для него С.– сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении и самоотношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации. Жесткость, антисоциальность, незрелость – результат страха и психологической защиты. Задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В.Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим, смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия.

Источник: Акмеологический словарь

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

наиболее полное выявление, развитие и воплощение человеком своих личностных возможностей. Этот термин — центральный для гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Идеи о самоактуализации базируются на теории А.Маслоу, согласно которой, базовые потребности и, соответственно, мотивы поведения и жизнедеятельности человека организованы иерархически: витальные (физиологические) потребности; потребность в безопасности; в любви и принадлежности; в уважении; в самоактуализации.
При удовлетворении потребностей низшего уровня у человека обнаруживаются другие, более высокие. Условием и показателем нормального развития личности становится сдвиг в мотивационной сфере от физиологических нужд к возвышенным, подлинно человеческим стремлениям. Желание «быть всем, чем можешь», делать то, к чему предрасположен, максимально развивать потенциал через самоактуализацию — высшая потребность и главный мотивационный фактор человека.
Исследования А.Маслоу показали, что самоактуализированные люди располагают системой определенных и устойчивых целей, ценностей и моральных принципов. Им присущи: здравомыслие, автономия, спонтанность, доброжелательность, восприимчивость к прекрасному, чувство юмора, любознательность, работоспособность и творческий настрой. Как правило, они вовлечены в дело, выходящее за рамки их частных интересов. Необходимое условие самоактуализации — формирование человеком верного представления о самом себе, способность прислушиваться к своему внутреннему голосу.
Э.Шостром (ученица А.Маслоу) разработала «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation In-entory, POI), позволяющий измерить ценностные установки и особенности поведения, связанные с самоактуализацией. Специальные исследования доказали, что тест POI валиден при измерении уровня психологического здоровья человека.
Концепция самоактуализации оказала заметное влияние на гуманизацию образования и развитие практики психологической помощи людям. Вместе с тем, она получила неоднозначную оценку среди гуманистически ориентированных психологов. В.Франкл утверждал, что самоактуализация — это не конечное предназначение человека: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя

. Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания».
По мнению Б.С.Братуся, абсолютизация принципа самоактуализации «с неизбежностью ведет к индивидуализму и — в конечном итоге — к одиночеству человека, замыканию, на этот раз в своем самосовершенствовании ради самосовершенствования».
А.В.Шувалов
Литература: Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. — М.: Флинта, 2000.
Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
Маслоу А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997.
Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Источник