Мотивация реализация индивидом своих собственных потенций

Гуманистическая традиция в психологии, оформившаяся в основном в пятидесятых годах нашего века, является своего рода антиподом психоаналитических воззрений, но, как всякие противоположности, психоанализ и гуманистическая доктрина имеют много общих черт.
Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм (Cofer С. N., Appley М. Н., 1964), декларирующий самоценность индивида в противовес стремительно нараставшей с начала двадцатого столетия стандартизации цивилизованного общества, призывающий принимать вещи такими, какие они есть, требующий разрешить индивиду самому определять свой путь, отрицающий возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Теоретические построения психологов, представителей гуманистического направления, самым непосредственным образом перекликаются с перечисленными положениями экзистенциализма. Г. Олпорт (Allport G. W., 1943), например, считал, что для исследования уникальности личности нужны принципиально иные, отличные от традиционных, методы. По мнению Олпорта, нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален (а не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как полагали психоаналитики).
По мнению К. Роджерса (Rogers С. R., 1955), нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Нужно просто наблюдать личность и участвовать в происходящих в ней процессах. Человек, в свою очередь, должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним. Реализация индивидом своих способностей и потенций — вот основная мотивирующая сила человеческого поведения. Стремление к самореализации, самоосуществлению — вот что главное в человеке. Люди стремятся к тому, чтобы приблизить «Я-идеальное» к реальному «Я».
Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминающаяся в психологической литературе теория иерархии потребностей (мотивов) (Maslow А. Н. 1954). Автор ее, А. Маслоу, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения: физиологические; безопасности; принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить); оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства и компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе); самореализации (познавательные и эстетические).
Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень. Механизм движения вверх по «лестнице» мотивов несколько напоминает процесс шлюзования при движении вверх по течению: пока степень удовлетворения на предыдущем уровне не достигнет необходимого значения, переход на более высокий уровень невозможен. Как утверждает Маслоу, человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта — когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней — побеждает низшая потребность.
В качестве экспериментального развития своей теории Маслоу изучал биографии и личностные особенности людей, известных всему миру своими выдающимися творческими успехами, а потому по определению являющихся великими самоактуализаторами. Среди этих людей были Спиноза, Линкольн, Эйнштейн, Рузвельт. В дальнейшем Маслоу обратился к исследованию студентов американских колледжей, отбирая тех, кто подпадал под определение самоактуализаторов. Обнаружилось, что только один процент исследованных студентов обладает искомыми признаками.
Концепция Маслоу в наибольшей степени, по сравнению со всеми остальными гуманистическими воззрениями, напоминает то, что в науке называют теорией: концепция иерархии потребностей имеет несколько более или менее четких следствий, которые в принципе могут быть проверены экспериментально. Два из них уже были упомянуты. Первое — это то, что необходимым условием перехода на более высокий уровень иерархии является удовлетворение потребностей нижележащих уровней. Второе касается конфликта между побуждениями разных уровней. Теория Маслоу предсказывает победу побуждения низшего уровня.
Следующим интересным положением теории является тезис, что поскольку мотивы низших уровней являются общими для всех людей, поведение, связанное с ними, является относительно хорошо предсказуемым, в то же время проявления высших мотивов, таких как потребность в самоактуализации, предельно индивидуализированы, а поэтому, по сути дела, непредсказуемы.
И наконец, достойно упоминание предлагаемое Маслоу деление мотивов на мотивы нужды и мотивы роста: вторые занимают относительно более высокое положение в иерархии. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста (хотя термин «удовлетворение» здесь не является вполне корректным) — к повышению мотивации.
Несмотря на наличие целого ряда заслуживающих внимания гипотез, догадок и рассуждений, представителями гуманистического (как, впрочем, и психоаналитического) направления так и не были разработаны сколько-нибудь последовательные программы экспериментальных исследований, направленных на проверку своих теоретических положений.
Источник
- 10 Октября, 2018
- Психология личности
- Денис Дмитриев
У любой личности, которая является зрелой в психологическом смысле, присутствуют неповторимые отличительные черты, придающие ей индивидуальность. Вопрос самореализации человека заключается в успешном прохождении пути самопринятия и самопознания, способности к раскрытию собственных возможностей и потенциала, поиске своей области и удовлетворении от полученного результата.
Потребность в самореализации при этом есть не у каждого человека. Некоторые совершенно не ищут пути самосовершенствования и раскрытия своих талантов, а живут ради сиюминутных удовольствий, то есть «прожигают» жизнь. Другие все же пытаются раскрыть свой потенциал, но за весь отпущенный им срок так и не находят предназначения и умиротворения, не достигают идентичности личности в зрелости.
Понятие самореализации человека
Это понятие может в различных областях трактоваться несколько по-разному, однако главная суть сохраняется в любом из них. В общем смысле самореализация — это активация полного потенциала и способностей индивида, активная жизненная позиция личности по реализации своих возможностей в разных сферах деятельности и отношений в рамках индивидуального потенциала.
Данный процесс подразумевает реализацию собственных способностей, навыков, знаний и талантов вне зависимости от того, были они врожденными или приобретенными. Претворять в жизнь допустимо как просоциальные, так и антисоциальные элементы реализации. Действия всегда при этом должны быть целенаправленными и осознанными, восприниматься личностью в качестве важных составляющих ее существования.
Потребность в реализации себя
Психологи утверждают, что потребности в самовыражении и самореализации личности ставятся человеком ваше всех остальных потребностей. Так или иначе, но большинство людей постоянно хотят проявить себя в социуме, что является, в свою очередь, одним из главных двигателей на пути самореализации. Человек в той или иной мере стремится полностью раскрыться перед собой и обществом, продемонстрировать свои личностные качества, использовать знания и навыки, осуществить желанные замыслы и реализовать таланты.
Каждый стремится достигнуть того, что хочет больше всего. Потребность в становлении лучшим в чем-либо столь же велика, сколь и желание чувствовать удовлетворенность от позиции победителя. Таких людей социум называет состоявшимися личностями. Современный мир предлагает большее число путей для реализации потенциала личности, потому как тяжелый физический труд и вынужденная непосильная деятельность ушли в прошлое, тем не менее широкие возможности не всегда тождественны с легким достижением цели.
Этапы самореализации
Традиционно в данном процессе выделяют два последовательных этапа:
- Становление общего механизма самореализации.
- Поддержания работы механизма и его улучшение через самоуправление и самопознание.
Первый этап самореализации — это борьба индивидуализации и социализации. Исход этого противостояния знаменуется становлением личности, формированием определенных способностей и навыков, появлением ценностных ориентиров. Окончание данного этапа совпадает с периодом, когда человек успел внести какой-либо вклад в социум и как-то реализовать себя в нем.
На втором этапе созданный механизм всячески совершенствуется, позволяет достигать новых целей, продолжать оттачивать избранные навыки, таланты и способности. Переход от первого ко второму этапу обычно происходит с окончанием школьного обучения, тогда как первая самореализация учащихся в обществе характерна для дошкольного и школьного периодов.
Стоит отметить, что некоторые индивиды так и не переходят на второй этап по причине отсутствия потребности в самореализации. Они следуют далее по инерции или, как говорится, «плывут по течению». Такие люди не достигают поставленных целей (или не ставят их вовсе) и живут исключительно в собственной зоне комфорта, не покидая ее пределов без крайней необходимости.
Способы самореализации
Пути реализации себя и своего потенциала, как правило, доступны человеку с самого момента рождения. Дети впервые открывают в себе новые навыки, применение которых делает их жизнь комфортнее, интереснее и счастливее. Первое зерно самореализации сеется еще в раннем детстве, когда личность только формируется и не так сильно подвержена влиянию общества.
В период взросления социум все теснее взаимодействует с индивидом, насыщая только формирующуюся картину его мира все большим количеством различных стереотипов. В последующем они становятся фундаментом для барьера в сознании, который всеми способами будет преграждать путь к самореализации личности и раскрытию ее талантов. Без преодоления общественных стереотипов и догм самореализация человека в любом виде становится невозможной.
Мнение науки о самореализации
Представитель гуманистической психологии доктор Абрахам Маслоу в своем труде отметил ряд личностей, достигших самореализации. Среди них указывались Альберт Эйнштейн, Элеонор Рузвельт и Абрахам Линкольн. Мнение психолога заключалось в том, что достижение полной самореализации не может быть осуществлено без удовлетворения некоторых базовых потребностей человека.
Примеры таких потребностей приводятся в иерархии потребностей Маслоу. По мнению специалиста, данные потребности необходимо удовлетворить перед становлением на путь самореализации. Стоит также отметить, что Маслоу использовал несколько иной термин вместо слова “самореализация” — “самоактуализация”. Впрочем, данный термин удовлетворяет базовому определению самореализации.
Реальность такова, что большая часть населения нашей планеты не может удовлетворить собственные базовые потребности в рамках иерархии потребностей Маслоу. Это приводит к невозможности активизации механизмов самореализации у многих людей. Психолог относит к таким индивидам тех, кто не может, к примеру, заплатить за аренду жилья или купить продукты для себя и своей семьи. Недостаток денег ведет к нескончаемым переживаниям по поводу того, как погасить очередной платеж или заплатить в магазине за товары первой необходимости. В таком режиме человек начинает не жить, но выживать. Соответственно, в подобной ситуации лишь немногие ищут ответ на вопрос о том, как самореализоваться в жизни и применить это для решения сложившихся проблем.
Мнение религии о самореализации
Различные мировые религии рассматривают проблему самореализации человека с другого ракурса. Центральную роль в процессе играет человеческая душа, которая не привязывается к физическому телу и пространству, является неким эфемерным высшим существом и полностью занимает тело и сознание индивида. Для того чтобы воссоединиться с собой настоящим, необходимо покинуть пределы собственного тела и сознания.
По сути, в религиозных учениях самореализация — это ответ на главный вопрос всего мироздания, фундаментальный вопрос: «Кто я такой?» Смысл этого ответа через реализацию собственного потенциала заключается в том, что собственное «Я» — это не испытываемые эмоции или возникающие мысли, не тело или сознание, а только лишь приобретенный за все время опыт.
Люди же, которые слишком сильно связаны с ложными проявлениями собственного «Я», растрачивают всю свою энергию и потенциал на негативный опыт вроде тревоги, страха и постоянного стресса. В итоге меняются мысли, чувства, эмоции и физическое тело, но сам человек остается точно таким же, каким и был в самом начале пути, то есть не развивается и не самореализуется.
Творческая самореализация
На протяжении всех эпох в основе любого творческого порыва всегда была попытка самореализации конкретных личностей. Творчество лучше всего раскрывает индивидуальные таланты, воплощает планы, позволяет достигать высот в общественной деятельности. Реализация потенциала достигается путем совмещения деятельности под влиянием социума и личностных убеждений. Существует мнение, что только творческая деятельность может расширить пределы потенциала отдельно взятого индивида.
Творческий подход применим практически к любой человеческой сфере деятельности, будь то уборка территории или игра на фортепьяно. Это значит, что проявить творческий потенциал для самореализации личности в равной степени доступно и директору, который проводит деловые встречи, и рабочему, трудящемуся на сталелитейном заводе. Каждый вид творчества отражает в известной степени мировоззрение своего автора. Любое творческое начало является опытом, который впоследствии начинает выражаться в собственной позиции индивида.
Профессиональная самореализация
Успешность человека в карьерном плане напрямую связана с реализацией его потенциала в глазах современного общества. Мнение большинства гласит, что высокий статус и должность на работе можно приравнять к успешному становлению на путь саморазвития и самореализации. С упрощением условий жизни в развитых странах мира люди стали больше времени уделять реализации собственного потенциала именно на профессиональном поприще в поисках так называемого места под солнцем.
Для начала человек непременно должен найти нужную, подходящую именно ему сферу деятельности, а затем определить собственные возможности и потенциальные пути развития в ней. Создание условий для самореализации в границах выбранной профессиональной компетенции позволяет индивиду достичь желаемого социального статуса и уровня благополучия. Успех в развитии приведет к формированию у личности необходимых способностей и навыков, а также к развитию особого мышления профессионального работника. Отличительными чертами такого мышления можно назвать следующие:
- осознание собственной значимости для профессии;
- понимание принадлежности своей личности к работе;
- построение четкого плана по реализации себя в дальнейшей карьере и жизни в целом;
- справедливая оценка важности признания отдельного человека обществом;
- умение найти свои слабые и сильные стороны, который в будущем станут точкой опоры для достижения новых вершин.
Социальная самореализация
Данный вид реализации личностного потенциала больше остальных коррелирует с духовным ростом личности. Почему? Социальная самореализация — это прежде всего самоотдача человека, умение что-то бескорыстно и добровольно делать для других.
Часто люди реализуются через социум благодаря различной волонтерской деятельности. Социальные работники, к примеру, физически и морально помогают тем, кто находится за гранью бедности или пережил стихийное бедствие. От помощи окружающим индивид получает духовное вознаграждение и развитие личности в данном направлении. Материальная награда в данном случае не является для индивида приоритетом, целью самореализации.
Пути реализации своего потенциала для женщин
Если творческая, профессиональная и социальная самореализация для женщины не является достаточной или интересной, то она может выбрать и другой путь развития личности. Тогда представительницы прекрасного пола задаются вполне закономерным вопросом: “Как самореализоваться женщине в современном мире?” Многие девушки видят себя в роли любящей супруги, хозяйки домашнего очага и хорошей матери. Во главу угла ставится именно семейное счастье и забота о близких.
Психологи считают женскую самореализацию единственно истинной и заложенной природой в качестве основного предназначения. Большинство девушек не чувствуют себя счастливыми, полноценными и состоявшимися без реализации собственного потенциала в любви, создании семьи и заботе о детях. Каждый из перечисленных компонентов самореализации у девушек является неотъемлемым звеном в нелегком деле построения крепкой и счастливой личности.
Составляющие успеха при самореализации
Психолог С. Мадди провел обширные исследования и построил на их основе теорию личности, которая имеет задатки к реализации собственного потенциала. Среди характеристик полноценно функционирующего индивида он привел следующие:
- Наличие творческого потенциала.
- Ощущение самостоятельного контролирования жизни.
- Обладание свободой воли и действия во всех жизненных ситуациях.
- Спонтанное принятие решений в различной обстановке.
- Высокий уровень возможностей к адаптации, повышенная подвижность.
Данные характеристики сами по себе еще не дают гарантии самореализации. По мнению многих психологов, важны не столько врожденные качества, сколько приобретенные. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала индивида играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости, но при этом оставаться в трезвом уме и спокойном рассудке.
Одни смотрят на проблему самореализации с точки зрения гуманистической психологии, другие же опираются на религиозные догматы о наличие у каждого человека души. Какую опору и основу для начала движения по пути реализации собственного потенциала выбрать — вопрос строго индивидуальный. Тем не менее известно, что независимо от точки опоры, успешное применение знаний и навыков в избранных личностью сферах для самореализации является неизменной составляющей обретения счастья в жизни.
Источник