Молочница из бордо франсиско

Молочница из бордо франсиско thumbnail

«Молочница из Бордо» – одно из последних произведений Франсиско Гойи, написанное 80-летним художником во французской эмиграции.

Представленная сейчас в музее Прадо, картина «Молочница из Бордо» провоцировала спектр эмоций от восхищения до недоумения, назначалась «первой в истории картиной, выполненной в духе импрессионизма», приписывалась не Гойе, а его юной дочери Марии дель Росарио, в общем, вела себя многозначительно и загадочно, подобно всякому настоящему шедевру.

В каких обстоятельствах создавалась «Молочница из Бордо»?

С начала XIX века родину Гойи сотрясали войны и политические катаклизмы. В 1808-м войска Наполеона вторглись в Испанию, испанское народное сопротивление было подавлено (об этом – картина Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), Бонапарт посадил на испанский трон своего брата Жозефа. Но и при французах Гойя, отличавшийся талантом политического лавирования, сумел сохранить своё положение придворного художника. В 1812-м умерла жена Гойи Хосефа, а с 1819-го он отошёл от дел, поселившись в загородном имении Кинта дель Сордо. В начале 1820-х годов испанцы возвращают себе корону: на трон восходит Фердинанд VII, который начинает с репрессий либералов. Вольнодумному престарелому Гойе, писавшему еще его деда Карла III и отца Карла IV и дружившему с либералами-просветителями Ховеляносом и Компаманесом, новый монарх прямо заявляет: «Вы достойны петли!» Работами Гойи тут же начинает живо интересоваться восстановленная после французского упразднения инквизиция. Опасаясь гонений, Гойя уезжает во Францию и поселяется в городе Бордо. С ним вместе в качестве компаньонки едет молодая женщина по имени Леокадия Вейс – последняя любовь в жизни Гойи. Не испугавшись разницы лет, Леокадия бросила состоятельного мужа, чтобы быть опорой овдовевшему старому и глухому, но безусловно гениальному художнику. Вернуться на родину Гойе не удалось. Последние годы его жизни прошли в Бордо. Именно там написана «Молочница».

Высказывались сомнения в авторстве Гойи, хотя манера мастера и узнаваема, и характерна. Предполагали, что «Молочницу из Бордо» под руководством Гойи могла написать его и Леокадии незаконнорожденная дочка-подросток, Мария дель Росарио (род. в 1814-м). Потерявший множество детей от своего брака с Хосефой Байеу (до зрелых лет дожил только сын Хавьер), Гойя очень любил Росариту, своё позднее счастье, тем более, девочка унаследовала некоторые художественные способности. В каком-то смысле Гойя сам дал повод приписывать картину дочке – он свято уверовал, что его художественный гений перевоплотился в дочь. С восторгом Гойя писал одному из друзей: «Этот удивительный ребёнок и миниатюрный живописец хочет учиться, и я хочу также, так как это то, что осуществится с возрастом, и, может быть, даст миру великий феномен». Ослепление любящего отца объяснимо. Так же как объяснимо желание исследователей установить работы «миниатюрного живописца» Марии дель Росарио: полный грациозного смирения образ «Молочницы из Бордо» вполне подходил на эту роль.

Как бы там ни было, картина, безусловно, родилась в доме Гойи в Бордо, а после его смерти даже стала предметом имущественного спора между Леокадией, последней спутницей жизни Гойи, и его сыном и законным наследником Хавьером, алчным человеком, который очень боялся, как бы наследство отца не пришлось делить с кем-то еще.

Техника Гойи в картине «Молочница из Бордо»

В своём творчестве Гойя прошёл эволюцию от яркого многоцветия ранних гобеленов до почти полной монохромности поздних работ. «Молочница из Бордо» выполнена в достаточно скупой, но при этом жинерадостной зеленовато-голубой гамме. Она написана энергичными и резкими движениями кисти, а её отрывистые дискретные мазки предвосхищают опыты импрессионистов. В последние годы Гойя приспособился работать не только кистью, но и пальцами или кусочками сукна, которыми он втирал жидкие краски в поверхность холста, чем объясняется не совсем обычная для эпохи Гойи красочная текстура.

Внимание Гойи к передаче естественного освещения, воздушной дымки, в которую погружена фигура «Молочницы», также даёт историкам искусства основания говорить, что художник гениально предугадал технику, в которой будут работать импрессионисты.

Бессюжетность «Молочницы из Бордо» и связь с искусством импрессионизма

Сюжет «Молочницы из Бордо» трудно определить: слишком мало в нём «говорящих» информативных деталей. На занятия героини намекает разве что кувшинчик молока с надписью «Гойя», прячущийся в левом нижнем углу. Но «повествования» из картины не вырисовывается: где изображена молочница, чем она занята, куда направляется, о чем думает? Не ясно ничего, кроме разве того, что странная поза объяснима тем, что молочница сидит на движущемся ослике или муле, который почему-то остался за пределами полотна. Сюжета, как такового, нет. Есть только настроение – впрочем, и оно вызывает дискуссии.

Одни говорят: «Молочница из Бордо» полна оптимизма и радостного чувства возвращения к жизни. Ведь здесь нет жутких мотивов, которыми Гойя в последнее десятилетие расписывал стены Кинта дель Сордо, своего «Дома глухого». Нет и тотального черного цвета: появляются бежевый, голубой, зелёный, да и вся гамма дышит нетипичной для позднего Гойи свежестью – почти как его румяная героиня. Возможно, перебравшись из Испании в Бордо и живя с молодой и любимой Леокадией Вейс, Гойя, наконец, сумел преодолеть «ужасы войны» и вновь испытал волнующую полноту жизни. Таковы аргументы тех, кто видит в «Молочнице из Бордо» радость. Они же предполагают, что Гойя мог писать молочницу с Леокадии.

Другие ощущают в «Молочнице из Бордо» тревогу – и тоже не без оснований. Дескать, и угрожающее черно-синее небо тут – как будто перед готовой вот-вот разразиться грозой, да и героиня настолько мрачна и задумчива, что чему уж тут радоваться?

Но само очевидное отсутствие сюжета стало дополнительным поводом называть картину в числе предшественниц импрессионизма – искусства, делавшего ставку не на повествовательность и сюжетность, а на передачу сиюминутного впечатления. Французский литератор Теофиль Готье однажды, разглядывая «Молочницу из Бордо», сказал о её авторе, Франсиско Гойе, такие слова: «Ренуар еще не родился, а мастер импрессионизма уже есть».

Автор: Анна Вчерашняя

Источник

Молочница из Бордо — 1827 Картины Гойи

Молочница из Бордо

1827; 74х68 см
Прадо, Мадрид

Гойя приезжает во Францию, «не зная ни одного французского слова, без прислуги, старый, глухой, больной и беспомощный, но как же он счастлив! И как живо интересуется всем, что теперь его окружает», — писал о первых годах эмиграции художника его приятель Леандро Фернандес де Моратин.

Кстати, этот писатель переехал во Францию еще раньше Гойи: во время политических неурядиц на Пиренейском полуострове в Бордо возникла целая колония испанских эмигрантов.

И в Париже, где Гойя бывает регулярно, и в Бордо, ставшем местом его постоянного жительства, художник не расстается со своим альбомом, в котором время от времени делает какие-то наброски. Благодаря своему приятелю по фамилии Голон, художник открывает для себя технику литографии и признается: „«Мне уже восемьдесят лет, а я все еще учусь”.

„Под конец жизни Гойя сделал несколько быстрых эскизов на литографическом камне, это были сцены боя быков. В этих рисунках, набросанных рукой давно глухого и почти слепого старца, мы находим ту энергию и размах, которые были присущи его «Капричос» и «Диспаратес»”, — писал Теофиль Готье в 1840 году.

Кроме гравюр, на которых представлены бои быков, возникают также картины. «Коррида», находящаяся сегодня в Прадо, является одним из четырех полотен, написанных во Франции и представляющих собой иллюстрации к опубликованной в 1777 году книге об отважных тореадорах.

Коррида

1825; 38х46 см
Прадо, Мадрид

Позже этот проект разросся в целый графический цикл под названием «Тавромахия» («таврос» — бык), изданный в 1816 году. Гойя вспомнил молодость: когда-то он был страстным поклонником корриды и даже участвовал в представлениях бродячей труппы отважных тореро, подписывая свои письма «Франсиско де Лос Таврос», что значит «Бычий».

Серия «Тавромахия» менее известна и популярна, чем, к примеру, «Капричос», что, в общем-то, понятно: там нет никаких терзаний души, рефлексий и мистических переживаний. Зато есть присутствие духа и полет мысли, превративший корриду во вселенский символ.

Заканчивая свой творческий путь картиной крови, проливаемой на арене — с одной стороны, и изображением молодой, пышущей здоровьем, прекрасной молочницы — с другой, Гойя как бы подводит итог своей жизни, в которой было место и опасным приключениям, и трагическим событиям, и чувственным наслаждениям.

«Молочница из Бордо» восхищает радостным и светлым настроением, которым она проникнута, а также свежей зелено-голубой гаммой живописной материи — в целом, нетипичной для творчества Гойи.

Капля света, блог о философии красоты

Холст, масло, 1825—1827 г.г. 76 на 68 см

Во второй половине 19 века зародилось новое течение — импрессионизм. Главное было в нём: передача сиюминутного чувства, момента, не углубляясь в философию и рассуждения. Картины импрессионистов, как правило, жизнерадостны (или приятно-ностальгически грустны). Они легки и естественны.

В 1808 году Наполеон вступил в Испанию, начались длительные кровопролитные бои в городах. Испанский народ яростно сопротивлялся захватчику. «Ошибка номер один — поход в Испанию», — так на острове святой Елены писал Наполеон (какая будет вторая ошибка, думаю, ясно). Последствия войны позже, после изгнания французских войн, опишет Франсиско Гойя в серии своих гравюр «Бедствия войны».

С изгнанием французских захватчиков в Испании не установился покой — власть переходила от одних к другим, были и республика, и снова восстановление монархии. Причём с 1813 года королём стал Фердинанд VII, придерживающийся политики репрессий и опирающийся на армию и инквизицию.

В 1824 году Гойя покинул родину (тогда ему 78 лет). В стране притесняли вольнодумцев и либералов, к коим принадлежал и художник (в 1815 году его даже вызвала на допрос инквизиция). Оставаясь на государственной службе (придворный живописец) он попросил отпуск и уехал во Францию, в город Бордо, и так там и остался (последние четыре года жизни).

Здесь Гойя и напишет одну из своих знаменитых и противоречивых картин: «Молочницу из Бордо». В некоторых источниках отмечается, что картина весьма оптимистична и весела. Странное заключение, у меня при взгляде на неё возникают такие ассоциации: тревога, тоска, неминуемость судьбы, двойственность жизни. Но если сравнивать картину с последними работами Гойи, то, да, она выделяется среди них своей лёгкостью, чувственностью, сиюминутностью. Выделяется и с технической точки. Не зря эту картину некоторые искусствоведы относят к первому проявлению импрессионизма. Я тоже вижу в ней новизну и стремление к иным формам живописи.

Франскиско Гойя «Молочница из Бордо», фрагмент.

Следует отметить, что с 2001 года, картина имеет статус непроверенной, то есть у некоторых учёных имеются сомнения насчёт авторства. Знаменитый «Колосс» уже признан «не картиной Гойи». Так и здесь ведётся расследование.

Вообще искусствоведы (а тем более те, кто специализируется конкретно на каком-то художнике) очень скрупулезно относятся к своему делу. Наклон головы у девушки непривычный для картин Гойи, что уж говорить про мазки и цвета. Картина сильно отличается от последних его работ. Уж не знаю насколько эти исследования можно считать объективными, но мне представляется «Молочница из Бордо» очень даже в духе Гойи. Какой-то художник сказал, что все его неудачные (я бы добавила, и необычные) картины искусствоведы скоро припишут плагиаторам.

Если не Гойя писал, то кто? Считается, что, возможно его дочь Росарио (родилась в 1814 году от некой Леокадии, уже после смерти жены художника). Они жили с Франсиско в Бордо, где он учил Росарио живописи. Могло быть и так. Но в любом случае, Гойя знал эту картину и очень ценил.

А ещё перед самой смертью он сделал такой рисунок:

На нём написано: «Я всё ещё учусь!»

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Россия, родина моя (59)
  • исторяи (13)
  • Золотое кольцо России (6)
  • Красота России (20)
  • Храмы России (8)
  • Дача, огород (54)
  • Полчаса Ретро (54)
  • знакомимся или вспоминаем (21)
  • Женщины в русской истории (18)
  • мистика жизни (16)
  • караоке (1)
  • «Третьяковская галерея. История одного шедевр (34)
  • «Уроки известных людей» (61)
  • астрология (30)
  • филосовские (16)
  • афоризмы (213)
  • Аэрофотопанорамы (48)
  • Борис Акунин (44)
  • вечер (58)
  • Вечерняя сказка (9)
  • видео (842)
  • Домашние цветы (46)
  • Женская поэзия (21)
  • женщины в истории (161)
  • ЖЗЛ, биография (353)
  • животные,птицы (316)
  • животные (245)
  • заготовки на зиму (26)
  • Зарубежные мировые хиты (68)
  • здоровье (683)
  • брюшная полость (14)
  • варикоз (4)
  • волосы (4)
  • давление,головная боль (12)
  • зрение (14)
  • сердце (10)
  • сосуды,суставы (34)
  • знаменитости (718)
  • певцы, танцоры, актеры (161)
  • поэты , писатели,композиторы (217)
  • ушедшие в другой мир (39)
  • художники (57)
  • Ирина Олейник (216)
  • искусство (2284)
  • иллюстраторы (49)
  • истории людские (421)
  • История живописи (28)
  • История картины (156)
  • история музыки (46)
  • их нравы, обычаи, вкусы (146)
  • календарь событий (313)
  • Народный календарь (16)
  • праздники (9)
  • классическая музыка,опера,балет (83)
  • Книга символов (50)
  • Компьютерная помощь (216)
  • Конан Дойл (17)
  • косметика,рецепты, упражнения женщина,мужчина (172)
  • Космос,НЛО (17)
  • кулинария (542)
  • вторые блюда (43)
  • закуски,салаты (38)
  • напитки (81)
  • супы (1)
  • лекарственные растения (139)
  • овощи и фрукты (38)
  • Лувр (13)
  • Луиза Хей (6)
  • любимое кино (337)
  • диафильмы (3)
  • комедия (24)
  • мелодрама (18)
  • мультфильмы (60)
  • мюзикл (20)
  • новогодние (21)
  • детективы,триллер,боевик (15)
  • Любимые песни (1)
  • Любимые спектакли (119)
  • «Золотой век Таганки» (7)
  • опера (4)
  • любовь,отношения (291)
  • Любовные письма известных (16)
  • Мастер-класс (26)
  • Машины сказки (6)
  • Мелодичная музыка (57)
  • Мир у ваших ног (197)
  • Города и страны (94)
  • мифы и легенды (260)
  • море (15)
  • музеи (72)
  • музыка (1162)
  • Музыка души (218)
  • альбом (117)
  • надо знать (89)
  • непознанное (71)
  • НОСТАЛЬГИЯ. ПЕСНИ СТАРЫЕ, НО НЕ ЗАБЫТЫЕ. (11)
  • ожившая поэзия (1298)
  • сонеты (142)
  • любовная лирика (19)
  • стихи (1114)
  • Парижские записки (23)
  • Песни из кинофильмов (1)
  • Петрарка (16)
  • Письма бабы Клавы (8)
  • Планета собак (4)
  • плейкаст (55)
  • полезные советы (293)
  • праздники (158)
  • природа (205)
  • притча (277)
  • Проект «Живая поэзия» (3)
  • Проект»Спутники сердца» (23)
  • проза,эссе,миниатюры (293)
  • психология,человек и его вселенная (254)
  • путешествие (235)
  • радио (139)
  • Аудиокниги (89)
  • радиоспектакль (85)
  • разное (989)
  • религия,православные праздники (632)
  • святые (63)
  • иконы (28)
  • ретро (58)
  • Русский язык (92)
  • Сказки картинной галереи. (1)
  • сказки от Эльфики (27)
  • советы врача (7)
  • советы хозяйке (187)
  • советы хозяйке (97)
  • ссылки (290)
  • Старый аптекарь (169)
  • стихи друзей (299)
  • Стихи о природе (12)
  • схемы,рамочки,разделители (63)
  • Тайны века (8)
  • тест (69)
  • Уроки т.Совы (21)
  • утро (82)
  • флеш-игры (81)
  • фото (477)
  • цветы (156)
  • Читаем в переводе (35)
  • шедевры мирового искусства (3)
  • Эзоп.Басни. (2)
  • Эзотерика и магия (33)
  • этикет (26)
  • юмор (186)
  • «Династия. Россия времен Романовых» (5)

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • СХЕМА метроСхема метро

Музыка

Резюме

Малюгина Татьяна

Фотоальбом

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Статистика

Франсиско Гойя, «Молочница из Бордо»

Во второй половине 19 века зародилось новое течение — импрессионизм. Главное было в нём: передача сиюминутного чувства, момента, не углубляясь в философию и рассуждения. Картины импрессионистов, как правило, жизнерадостны (или приятно-ностальгически грустны). Они легки и естественны.

В 1808 году Наполеон вступил в Испанию, начались длительные кровопролитные бои в городах. Испанский народ яростно сопротивлялся захватчику. «Ошибка номер один — в Испанию», — так на острове святой Елены писал Наполеон (какая будет вторая ошибка, думаю, ясно). Последствия войны позже, после изгнания французских войн, опишет Франсиско Гойя в серии своих гравюр «Бедствия войны».

С изгнанием французских захватчиков в Испании не установился покой — власть переходила от одних к другим, были и республика, и снова восстановление монархии. Причём с 1813 года королём стал Фердинанд VII, придерживающийся политики репрессий и опирающийся на армию и инквизицию.

В 1824 году Гойя покинул родину (тогда ему 78 лет). В стране притесняли вольнодумцев и либералов, к коим принадлежал и художник (в 1815 году его даже вызвала на допрос инквизиция). Оставаясь на государственной службе (придворный живописец) он попросил отпуск и уехал во Францию, в город Бордо, и так там и остался (последние четыре года жизни).

Здесь Гойя и напишет одну из своих знаменитых и противоречивых картин: «Молочницу из Бордо». В некоторых источниках отмечается, что картина весьма оптимистична и весела. Странное заключение, у меня при взгляде на неё возникают такие ассоциации: тревога, тоска, неминуемость судьбы, двойственность жизни. Но если сравнивать картину с последними работами Гойи, то, да, она выделяется среди них своей лёгкостью, чувственностью, сиюминутностью. Выделяется и с технической точки. Не зря эту картину некоторые искусствоведы относят к первому проявлению импрессионизма. Я тоже вижу в ней новизну и стремление к иным формам живописи.

Франскиско Гойя «Молочница из Бордо», фрагмент.

Следует отметить, что с 2001 года, картина имеет статус непроверенной, то есть у некоторых учёных имеются сомнения насчёт авторства. Знаменитый «Колосс» уже признан «не картиной Гойи». Так и здесь ведётся расследование.

Вообще искусствоведы (а тем более те, кто специализируется конкретно на каком-то художнике) очень скрупулезно относятся к своему делу. Наклон головы у девушки непривычный для картин Гойи, что уж говорить про мазки и цвета. Картина сильно отличается от последних его работ. Уж не знаю насколько эти исследования можно считать объективными, но мне представляется «Молочница из Бордо» очень даже в духе Гойи. Какой-то художник сказал, что все его неудачные (я бы добавила, и необычные) картины искусствоведы скоро припишут плагиаторам. ????

Если не Гойя писал, то кто? Считается, что, возможно его дочь Росарио (родилась в 1814 году от некой Леокадии, уже после смерти жены художника). Они жили с Франсиско в Бордо, где он учил Росарио живописи. Могло быть и так. Но в любом случае, Гойя знал эту картину и очень ценил.

А ещё перед самой смертью он сделал такой рисунок:

Источники:

https://www.filoli.ru/artists/030-goya/molochnica.php
https://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/fransisko-gojya-molochnica-iz-bordo.html
https://www.liveinternet.ru/users/3331706/post318212361/

Источник