Луи ленен семейство молочницы описание
ГЛАВА 3. Луи Ленен (около 1593, Лан — 23 мая 1648, Париж)
Гораздо более значительным живописцем, чем Антуан, является средний брат, Луи. Луи – ученик своего брата Антуана, он был на 5 лет моложе Антуана.
Его произведения, в целом близкие голландской жанровой живописи и творчеству караваджистов, отличаются особой трезвостью и сдержанностью. Его герои серьёзны, наделены высоким чувством собственного достоинства. Чёткие композиционные построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния, пластическая завершённость формы, благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный эмоциональный строй его картин.
Луи Ленен Посещение бабушки 1645-48 г.г.
Созданные Луи Лененом образы людей из народа очень благородны и насыщены глубоким содержанием. Не уступая Антуану в психологической разработке характеров, Луи подробно рисует место действия, более свободен в обрисовке обстановки, сюжета, все больше картины несут в себе социально-нравственное содержание.
Луи Ленен Игра в трик-трак
Одним из лучших и наиболее показательных с этой точки зрения произведений художника есть картина «Семейство молочницы».
Эта картина давно уже завоевала себе славу одного из самых выдающихся шедевров Луи Ленена. Художник выделяется необычайной самобытностью даже на фоне блестящей культуры Франции XVII века. Выходец из третьего сословия, он посвящает ему свое творчество—глубокое, тонкое, строго правдивое и одухотворенное мягкой человечностью.
Луи Ленен Семейство молочницы 1641 г.
Эта небольшая картина изображает крестьянскую семью, отправляющуюся на рынок. На вершине холма собрались отец, мать, двое детей. Тут же стоит еще не навьюченный ослик и свернулась калачиком пестрая собака. Обращает на себя внимание выразительная фигура немолодой крестьянки в грубой одежде, с лицом, на котором лежит печать грусти и утомления, но преисполненным своеобразного достоинства. Несколько менее выразителен образ крестьянина, но и он полон внутренней значимости. Эта картина является как бы манифестом нового, гуманного восприятия художника, возвеличивающего не божество или героя, а человека как такового. Ленен, как всегда, изображает людей среди предметов их быта. На переднем плане мы видим деревянную бочку, маленький ушат, палку. За спиной у молочницы медный жбан с молоком. Ленен видит и понимает красоту этих простых вещей, тонко передает тусклый блеск жбана, серебристость дерева рассохшейся бочки. Его не останавливает убогость крестьянских костюмов. Каждая заплата, каждый клочок грубой ткани обыгрывается художником как цветовое пятно, обогащающее колористическую гамму картины. Таким же тонким колористом проявляет себя Ленен в пейзаже, скромном и реалистичном. Далеко расстилающаяся гладь бесконечных тонущих в серебристом свете полей, небольшая деревенская церковь и вдали еле вздымающаяся цепь невысоких холмов, голубое небо, подернутое дымкой, напоминают северную Францию – родину художника.
В «Семействе молочницы» Ленен выступает и как великолепный портретист, наделенный даром тонкого психологизма, и как оригинальный мастер пейзажа, за два столетия до Коро предвосхитивший его проникновенный лиризм. Но и второстепенные детали картины, будь то изображения животных или натюрморт, доведены им в художественной законченности до высоты шедевра. Эта широта и разносторонность таланта соединяются у Ленена с редкой цельностью видения, с умением легко и естественно находить для всего разнообразия мира ясные, обобщенные формы.
Композиция Ленена проста и немногословна. Четыре фигуры, стоящие вокруг ослика, образуют свободную и пластичную группу, как бы сошедшую с барельефа. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий. Этому ритму подчинен и цвет. Краски, звучные и глубокие в правой части полотна, постепенно светлеют к противоположному краю картины. Они становятся прозрачнее, массы и объемы теряют плотность и материальность: свет и воздух насыщают пространство, безраздельно торжествуя в чудесной панораме, лежащей внизу. Монументально и величаво выглядит на фоне этого пейзажа семейная группа, изображенная художником.
Картина поступила в Эрмитаж между 1774 и 1783 годами.
Еще один вариант искусствоведческого анализа картины «Пейзаж с крестьянами».
Луи Ленен Пейзаж с крестьянами 1640 г.
Эта работа покоряет зрителя ощущением покоя. Без сомнения, художники изобразили широкую равнину той области Франции, что примыкает к границе с Бельгией. Они точно уловили и передали ощущения от зимнего неба и низкого солнца, освещающего просторы полей. Но чем занимаются эти трое крестьянских детей? Один улыбается нам, другой сосредоточенно играет на дудочке, а их маленькую сестренку, похоже, ничто не занимает. В стороне пожилая женщина – возможно, их бабушка – сидит на стуле, словно появившемся здесь ниоткуда, а на заднем плане шагает еще один подросток, явно с какой-то своей целью. Здание слева тоже представляет загадку в контексте крестьянского пейзажа. Оно может служить для хозяйственных целей, но неискушенному зрителю это странное каменное сооружение с мощной опорой и голубятней наверху представляется полным непонятного очарования. Художники завлекает нас в эту глухую глубинку с ее скрытой от нашего понимания жизнью.
Картина “Возвращение с сенокоса” (Париж, Лувр) пронизана атмосферой задумчивости и монументальной значительности.
Луи Ленен Возвращение с сенокоса. Повозка. 1640 г.
На картине “Трапеза крестьян” (Париж, Лувр) изображена семья состоятельных крестьян, собравшихся вокруг стола; их суровое достоинство придает сцене дух протестантского благочестия.
Луи Ленен Крестьянская трапеза 1642 г.
Еще более новаторское полотно — “Кузница” (Париж, Лувр), которое является изображением людей во время работы, свободным от всяких следов мифологии, аллегории или снисходительности.
Именно по этой причине Луи Ленен считается предтечей реализма.
Луи Ленен Кузница 1640 г.
И еще несколько картин, приписываемых кисти среднего, самого талантливого из братьев Ленен – Луи.
Луи Ленен Крестьянская семья 1640 г.
Луи Ленен Крестьяне перед своим домом
Луи Ленен Дети, играющие в карты 1630-40 г.г.
Луи Ленен Две девочки
Материалы с сайтов:
https://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/2/27/1005888.htm
https://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00041/82200.htm
https://www.agniart.ru/rus/item-11008
https://www.artprojekt.ru/Gallery/Euroart/Ea118.html
https://www.kulturamira.ru/txt/18lenen.shtml
https://www.arts4sale.ru/cgi-bin/arts.pl?webid=6985104098
https://slovari.yandex.ru/dict/euroart/article/ei/e…%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD
https://www.solsand.com/wiki/doku.php?id=lenain&Dok…e796895d3175d69669f03fc05fb31e
https://marysto.narod.ru/france/france17-lenen.html#antuan
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Источник
Филиал Лувра во французском городе Ленсе представил ретроспективу трёх самых загадочных художников во французской истории – братьев Антуана, Луи и Матье Ленен. Они входят в число наиболее значительных живописцев XVII века наряду с Никола Пуссеном и Жоржем де Латуром.
Однако ретроспектива «Тайна Ленен» – первая за последние четыре десятилетия.
В ней представлены 55 из 75-ти известных картин, созданных этим трио.
Братья Ленен работали в Париже в 1630-х – 1640-х годах, и многие их полотна стали
иконами в истории искусств. Тем не менее, об их жизни известно мало,
а авторство большинства картин до сих пор обсуждается.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Христос в Эммаусе
Их произведения покупали такие знаменитые исторические персонажи, как российская императрица Екатерина Великая, а сейчас они пользуются популярностью в мировых музеях. Из-за хрупкости эти шедевры очень нечасто собираются вместе.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Поклонение пастухов и Распятие
Последняя столь масштабная ретроспектива братьев Ленен проходила в 1978 – 1979 в парижском Большом дворце. Теперь же устроители выставки (музей Лувр-Ланс, Музей искусств Кимбелла в Техасе и музеи Сан-Франциско) одолжили экспонаты у частных коллекционеров, крупных европейских, российских и американских учреждений.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Крестьянская свадьба. 1642
Трое братьев родились в семье зажиточного крестьянина и винодела из Лана (Пикардия).
Антуан (ок. 1588 — 1648) был третьим из пяти сыновей, Луи (ок. 1593 – 1648) – четвёртым, а Матье (1607 — 1677) – последним.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Крестьянская телега. 1641
Обучались они, скорее всего, у художника из Северной Европы, но его личность установить так и не удалось. В 1629 году все трое переехали в Париж, где поселились в привилегированном предместье Сен-Жермен и открыли мастерскую, которую возглавил Антуан.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Визит к бабушке.
Луи наименее часто упоминается в старых источниках, но именно он считается художественным гением семьи, автором большинства крестьянских сцен, а также единственным из трио, чьи картины демонстрируют реальное чувство ландшафта.
Братья Ленен. Трое мужчин и мальчик. (ок. 1648)
В экспозиции есть общий портрет братьев из Национальной галереи в Лондоне – неоконченное полотно, где все трое изобразили себя стоящими плечом к плечу.
Братья Ленен. Молодые игроки
Луи умер в Париже 23 мая 1648 года, а два дня спустя скоропостижно скончался Антуан.
После их смерти Матье – самый амбициозный из троих – практически оставил живопись, стал владельцем фермы отца и лейтенантом городской милиции.
Крестьянский интерьер со старым флейтистом. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1642
Наибольшую известность братьям принесли изображения бедных крестьян,
исполненные смиренного достоинства и психологической глубины, – без карикатурно-издевательского оттенка, характерного для сельских сцен в те времена. В то же время смысл картин зачастую остаётся загадкой, что приводит к многочисленным противоречивым интерпретациям.
Крестьянский интерьер. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1645
Братья Ленен были забыты в XVIII веке, но заново открыты через 200 лет после своей смерти писателем и искусствоведом Шанфлёри.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Пейзаж с крестьянами
Но и сейчас, полтора века спустя, эксперты не знают ответов на множество вопросов. Кто был их учителем? Что побудило их обратиться к сюжетам о бедняках? Кто покупал их полотна и был покровителем? И самый актуальный вопрос: кто из братьев создал ту или иную картину?
Братья Ленен, «Венера в кузнице Вулкана» (1641). Музей изящных искусств, Реймс
Братья Ленен (предположительно, Луи Ленен), «Аллегория Победы» (ок. 1635). Лувр, Париж
Ведь чаще всего они подписывались просто «Ленен», и неизвестно, была ли у каждого своя специализация, и как часто они сотрудничали. Выставка «Тайна Ленен» пытается ответить на эти и другие вопросы.
Крестьянская семья. Антуан, Луи и Матье Ленен. 1642
Интерес представляют такие работы, как «Крестьянская семья в интерьере» из Лувра или «Крестьянский интерьер со старым флейтистом» из коллекции музея Кимбелла. Скромные люди притягивают взгляд; художники мастерски передают не только детали одежды и обстановки, но, прежде всего, тонкие (подчас неуловимые) личные взаимоотношения своих персонажей.
Антуан, Луи и Матье Ленен. Семейство молочницы
Такая близость проявляется во всех работах трио Ленен, будь то религиозные полотна, портреты или сцены городской семейной жизни. Ретроспектива представляет и другие аспекты их творчества – от миниатюр на меди до масштабных композиций на религиозную тему, а также чувственные мифологические сюжеты. Рядом выставлены и произведения их последователей, которые долгое время принимали за картины братьев.
Фрагмент выставки «Тайна Ленен» в музее Лувр-Ленс.
Выставка разделена на пять секций, ключевые из которых три: «Непонятый гений Луи», «Портретист и миниатюрист Антуан» и «Честолюбивый Матье». Таким образом кураторы пытаются идентифицировать художественную личность каждого из братьев. Интерактивные мониторы, размещённые в залах, приглашают посетителей разгадать части этой загадки.
Зрители могут участвовать в расследовании, изучая исторические архивы, находить портреты, скрытые под другими произведениями и раскрывать коммерческие секреты братьев Ленен.
Выставка «Тайна Ленен» в музее Лувр-Ленс продлится до 26 июня.
Источник: artchive.ru. По материалам официальных сайтов музея Лувр-Ленс
и Художественного музея Кимбелла, а также artdaily.com
Ленен. Вакх и Ариадна. 1635
Источник
Семейство молочницы
1640-е гг. Холст, масло. 51 X 59 см.
Картина «Семейство молочницы» давно уже завоевала себе славу одного из самых выдающихся шедевров Луи Ленена. Художник выделяется необычайной самобытностью даже на фоне блестящей культуры Франции XVII века. Восприняв лучшие черты этой культуры — философскую ясность взгляда на мир, высокое моральное достоинство, духовную силу и гармоничную уравновешенность художественного языка, — он выбрал скромное место в стороне от ее магистральных путей. По таланту равный самым замечательным мастерам века, Ленен постоянно изображал то, чего никто из них не удостаивал вниманием, — повседневную жизнь французских крестьян и ремесленников. Выходец из третьего сословия, он посвящает ему свое творчество—глубокое, тонкое, строго правдивое и одухотворенное мягкой человечностью.
Именно в таком свете предстают перед нами персонажи «Семейства молочницы», простые и бедные люди, воплотившие спокойное достоинство, стойкость перед невзгодами, умудренность и силу духа. Даже детей отличает сосредоточенная серьезность, придающая им особенное, немного грустное обаяние. В европейской живописи найдется немного изображений детей, прелестью и трогательной независимостью характера равных образу девочки, стоящей позади ослика, по-мальчишески засунув руки в карманы длинного фартука.
В «Семействе молочницы» Ленен выступает и как великолепный портретист, наделенный даром тонкого психологизма, и как оригинальнейший мастер пейзажа, за два столетия до Коро предвосхитивший его проникновенный лиризм. Но и второстепенные детали картины, будь то изображения животных или натюрморт, доведены им в художественной законченности до высоты шедевра. Эта широта и разносторонность таланта соединяются у Ленена с редкой цельностью видения, с умением легко и естественно находить для всего разнообразия мира ясные, обобщенные формы.
Композиция Ленена проста и немногословна. Четыре фигуры, стоящие вокруг ослика, образуют свободную и пластичную группу, как бы сошедшую с барельефа. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий. Этому ритму подчинен и цвет. Краски, звучные и глубокие в правой части полотна, постепенно светлеют к противоположному краю картины. Они становятся прозрачнее, массы и объемы теряют плотность и материальность: свет и воздух насыщают пространство, безраздельно торжествуя в чудесной панораме, лежащей внизу. Монументально и величаво выглядит на фоне этого пейзажа семейная группа, изображенная художником.
Картина поступила в Эрмитаж между 1774 и 1783 годами.
Луи ленен семейство молочницы описание
братья Ленен
Луи Ленен. Семейство молочницы [1640-1650]
Холст, масло. 51 X 59 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина «Семейство молочницы» давно уже завоевала себе славу одного из самых выдающихся шедевров Луи Ленена. Художник выделяется необычайной самобытностью даже на фоне блестящей культуры Франции XVII века. Восприняв лучшие черты этой культуры — философскую ясность взгляда на мир, высокое моральное достоинство, духовную силу и гармоничную уравновешенность художественного языка, — он выбрал скромное место в стороне от ее магистральных путей. По таланту равный самым замечательным мастерам века, Ленен постоянно изображал то, чего никто из них не удостаивал вниманием, — повседневную жизнь французских крестьян и ремесленников. Выходец из третьего сословия, он посвящает ему свое творчество—глубокое, тонкое, строго правдивое и одухотворенное мягкой человечностью.
Именно в таком свете предстают перед нами персонажи «Семейства молочницы», простые и бедные люди, воплотившие спокойное достоинство, стойкость перед невзгодами, умудренность и силу духа. Даже детей отличает сосредоточенная серьезность, придающая им особенное, немного грустное обаяние. В европейской живописи найдется немного изображений детей, прелестью и трогательной независимостью характера равных образу девочки, стоящей позади ослика, по-мальчишески засунув руки в карманы длинного фартука.
В «Семействе молочницы» Ленен выступает и как великолепный портретист, наделенный даром тонкого психологизма, и как оригинальнейший мастер пейзажа, за два столетия до Коро предвосхитивший его проникновенный лиризм. Но и второстепенные детали картины, будь то изображения животных или натюрморт, доведены им в художественной законченности до высоты шедевра. Эта широта и разносторонность таланта соединяются у Ленена с редкой цельностью видения, с умением легко и естественно находить для всего разнообразия мира ясные, обобщенные формы.
Композиция Ленена проста и немногословна. Четыре фигуры, стоящие вокруг ослика, образуют свободную и пластичную группу, как бы сошедшую с барельефа. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий. Этому ритму подчинен и цвет. Краски, звучные и глубокие в правой части полотна, постепенно светлеют к противоположному краю картины. Они становятся прозрачнее, массы и объемы теряют плотность и материальность: свет и воздух насыщают пространство, безраздельно торжествуя в чудесной панораме, лежащей внизу. Монументально и величаво выглядит на фоне этого пейзажа семейная группа, изображенная художником.
Картина поступила в Эрмитаж между 1774 и 1783 годами.
Луи Ленен. Семейство молочницы
ЛУИ ЛЕНЕН.1598-1648.Семейство молочницы.1640-е гг. Холст, масло. 51 X 59 см.
Картина «Семейство молочницы» давно уже завоевала себе славу одного из самых выдающихся шедевров Луи Ленена. Художник выделяется необычайной самобытностью даже на фоне блестящей культуры Франции XVII века. Восприняв лучшие черты этой культуры — философскую ясность взгляда на мир, высокое моральное достоинство, духовную силу и гармоничную уравновешенность художественного языка, — он выбрал скромное место в стороне от ее магистральных путей.
По таланту равный самым замечательным мастерам века, Ленен постоянно изображал то, чего никто из них не удостаивал вниманием, — повседневную жизнь французских крестьян и ремесленников. Выходец из третьего сословия, он посвящает ему свое творчество—глубокое, тонкое, строго правдивое и одухотворенное мягкой человечностью.
Именно в таком свете предстают перед нами персонажи «Семейства молочницы», простые и бедные люди, воплотившие спокойное достоинство, стойкость перед невзгодами, умудренность и силу духа. Даже детей отличает сосредоточенная серьезность, придающая им особенное, немного грустное обаяние. В европейской живописи найдется немного изображений детей, прелестью и трогательной независимостью характера равных образу девочки, стоящей позади ослика, по-мальчишески засунув руки в карманы длинного фартука.
В «Семействе молочницы» Ленен выступает и как великолепный портретист, наделенный даром тонкого психологизма, и как оригинальнейший мастер пейзажа, за два столетия до Коро предвосхитивший его проникновенный лиризм. Но и второстепенные детали картины, будь то изображения животных или натюрморт, доведены им в художественной законченности до высоты шедевра. Эта широта и разносторонность таланта соединяются у Ленена с редкой цельностью видения, с умением легко и естественно находить для всего разнообразия мира ясные, обобщенные формы.
Композиция Ленена проста и немногословна. Четыре фигуры, стоящие вокруг ослика, образуют свободную и пластичную группу, как бы сошедшую с барельефа. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий. Этому ритму подчинен и цвет. Краски, звучные и глубокие в правой части полотна, постепенно светлеют к противоположному краю картины. Они становятся прозрачнее, массы и объемы теряют плотность и материальность: свет и воздух насыщают пространство, безраздельно торжествуя в чудесной панораме, лежащей внизу. Монументально и величаво выглядит на фоне этого пейзажа семейная группа, изображенная художником.
Источники:
https://www.kulturamira.ru/txt/18lenen.shtml
https://www.rodon.org/art-080401122900
https://www.proza.ru/2017/06/18/490
Источник