Франсиско гойя картина молочница из бордо

Франсиско гойя картина молочница из бордо thumbnail

«Молочница из Бордо» – одно из последних произведений Франсиско Гойи, написанное 80-летним художником во французской эмиграции.

Представленная сейчас в музее Прадо, картина «Молочница из Бордо» провоцировала спектр эмоций от восхищения до недоумения, назначалась «первой в истории картиной, выполненной в духе импрессионизма», приписывалась не Гойе, а его юной дочери Марии дель Росарио, в общем, вела себя многозначительно и загадочно, подобно всякому настоящему шедевру.

В каких обстоятельствах создавалась «Молочница из Бордо»?

С начала XIX века родину Гойи сотрясали войны и политические катаклизмы. В 1808-м войска Наполеона вторглись в Испанию, испанское народное сопротивление было подавлено (об этом – картина Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), Бонапарт посадил на испанский трон своего брата Жозефа. Но и при французах Гойя, отличавшийся талантом политического лавирования, сумел сохранить своё положение придворного художника. В 1812-м умерла жена Гойи Хосефа, а с 1819-го он отошёл от дел, поселившись в загородном имении Кинта дель Сордо. В начале 1820-х годов испанцы возвращают себе корону: на трон восходит Фердинанд VII, который начинает с репрессий либералов. Вольнодумному престарелому Гойе, писавшему еще его деда Карла III и отца Карла IV и дружившему с либералами-просветителями Ховеляносом и Компаманесом, новый монарх прямо заявляет: «Вы достойны петли!» Работами Гойи тут же начинает живо интересоваться восстановленная после французского упразднения инквизиция. Опасаясь гонений, Гойя уезжает во Францию и поселяется в городе Бордо. С ним вместе в качестве компаньонки едет молодая женщина по имени Леокадия Вейс – последняя любовь в жизни Гойи. Не испугавшись разницы лет, Леокадия бросила состоятельного мужа, чтобы быть опорой овдовевшему старому и глухому, но безусловно гениальному художнику. Вернуться на родину Гойе не удалось. Последние годы его жизни прошли в Бордо. Именно там написана «Молочница».

Высказывались сомнения в авторстве Гойи, хотя манера мастера и узнаваема, и характерна. Предполагали, что «Молочницу из Бордо» под руководством Гойи могла написать его и Леокадии незаконнорожденная дочка-подросток, Мария дель Росарио (род. в 1814-м). Потерявший множество детей от своего брака с Хосефой Байеу (до зрелых лет дожил только сын Хавьер), Гойя очень любил Росариту, своё позднее счастье, тем более, девочка унаследовала некоторые художественные способности. В каком-то смысле Гойя сам дал повод приписывать картину дочке – он свято уверовал, что его художественный гений перевоплотился в дочь. С восторгом Гойя писал одному из друзей: «Этот удивительный ребёнок и миниатюрный живописец хочет учиться, и я хочу также, так как это то, что осуществится с возрастом, и, может быть, даст миру великий феномен». Ослепление любящего отца объяснимо. Так же как объяснимо желание исследователей установить работы «миниатюрного живописца» Марии дель Росарио: полный грациозного смирения образ «Молочницы из Бордо» вполне подходил на эту роль.

Как бы там ни было, картина, безусловно, родилась в доме Гойи в Бордо, а после его смерти даже стала предметом имущественного спора между Леокадией, последней спутницей жизни Гойи, и его сыном и законным наследником Хавьером, алчным человеком, который очень боялся, как бы наследство отца не пришлось делить с кем-то еще.

Техника Гойи в картине «Молочница из Бордо»

В своём творчестве Гойя прошёл эволюцию от яркого многоцветия ранних гобеленов до почти полной монохромности поздних работ. «Молочница из Бордо» выполнена в достаточно скупой, но при этом жинерадостной зеленовато-голубой гамме. Она написана энергичными и резкими движениями кисти, а её отрывистые дискретные мазки предвосхищают опыты импрессионистов. В последние годы Гойя приспособился работать не только кистью, но и пальцами или кусочками сукна, которыми он втирал жидкие краски в поверхность холста, чем объясняется не совсем обычная для эпохи Гойи красочная текстура.

Внимание Гойи к передаче естественного освещения, воздушной дымки, в которую погружена фигура «Молочницы», также даёт историкам искусства основания говорить, что художник гениально предугадал технику, в которой будут работать импрессионисты.

Бессюжетность «Молочницы из Бордо» и связь с искусством импрессионизма

Сюжет «Молочницы из Бордо» трудно определить: слишком мало в нём «говорящих» информативных деталей. На занятия героини намекает разве что кувшинчик молока с надписью «Гойя», прячущийся в левом нижнем углу. Но «повествования» из картины не вырисовывается: где изображена молочница, чем она занята, куда направляется, о чем думает? Не ясно ничего, кроме разве того, что странная поза объяснима тем, что молочница сидит на движущемся ослике или муле, который почему-то остался за пределами полотна. Сюжета, как такового, нет. Есть только настроение – впрочем, и оно вызывает дискуссии.

Одни говорят: «Молочница из Бордо» полна оптимизма и радостного чувства возвращения к жизни. Ведь здесь нет жутких мотивов, которыми Гойя в последнее десятилетие расписывал стены Кинта дель Сордо, своего «Дома глухого». Нет и тотального черного цвета: появляются бежевый, голубой, зелёный, да и вся гамма дышит нетипичной для позднего Гойи свежестью – почти как его румяная героиня. Возможно, перебравшись из Испании в Бордо и живя с молодой и любимой Леокадией Вейс, Гойя, наконец, сумел преодолеть «ужасы войны» и вновь испытал волнующую полноту жизни. Таковы аргументы тех, кто видит в «Молочнице из Бордо» радость. Они же предполагают, что Гойя мог писать молочницу с Леокадии.

Другие ощущают в «Молочнице из Бордо» тревогу – и тоже не без оснований. Дескать, и угрожающее черно-синее небо тут – как будто перед готовой вот-вот разразиться грозой, да и героиня настолько мрачна и задумчива, что чему уж тут радоваться?

Но само очевидное отсутствие сюжета стало дополнительным поводом называть картину в числе предшественниц импрессионизма – искусства, делавшего ставку не на повествовательность и сюжетность, а на передачу сиюминутного впечатления. Французский литератор Теофиль Готье однажды, разглядывая «Молочницу из Бордо», сказал о её авторе, Франсиско Гойе, такие слова: «Ренуар еще не родился, а мастер импрессионизма уже есть».

Автор: Анна Вчерашняя

Источник

Свое знакомство с музеем Прадо я начала с книжного подарочного издания. В те стародавние времена проводной интернет был лишь мечтой и увидеть работы художников реальнее было именно в напечатанном виде.

Тогда я и узнала, что музей Прадо считается одним из самых выдающихся музеев мира и входит в двадцатку самых посещаемых.

Появилось жгучее желание его посетить, хотя на тот момент поездка в Испанию казалась чем-то недостижимым (перемещалась я исключительно на поездах, даже если на поездку из одного города в другой требовалось двое суток! Самолет был слишком роскошным средством передвижения).

Однако спустя 4 года после приобретения книги о музее, я увидела его воочию.

Да, я не была разочарована. Особенно меня поразили коллекции Веласкеса, Рубенса, Босха и Гойи. В общем, в этом музее есть, от чего впечатлиться любителю живописи.

Хочу поделиться своей мини-коллекцией самых любимых работ.

1.Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг.

Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя написал картину “Молочница из Бордо” в последние годы своей жизни, когда уже жил во Франции. Картина грустная, минорная и в то же время гармоничная, лаконичная. Для меня эта картина – то же, что прослушать приятную и легкую, но грустную мелодию.

Картина написана в стиле импрессионизма, хотя до его расцвета еще пройдет полвека. Творчество Гойи серьезно повлияло на формирование художественного стиля у Мане и Ренуара.

2. Диего Веласкес. Менины. 1656 г.

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

“Менины” Веласкеса – один из немногих заказных семейных портретов, при создании которого художника никто не ограничивал. Поэтому она так необычна и интересна. Так мог себя вести разве что Франсиско Гойя: спустя 150 лет он нарисовал портрет другой королевской семьи, также позволяя себе вольности, пусть и другого толка.

А что собственно интересного в сюжете картины? Предполагаемые главные герои находятся за кадром (королевская чета) и отображаются в зеркале. Мы же видим то, что видят они: рисующего их Веласкеса, его мастерскую и свою дочь с девушками служанками, которых и называли менинами.

Интересная деталь: в комнате нет люстр (только крюки для их подвески). Получается, что художник работал только при дневном свете. А вечером был занят придворными делами, которые сильно отвлекали его от живописи.

О шедевре читайте также в статье «Менины» Веласкеса. О картине с двойным дном».

3. Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. Зал 2.

Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. музей Прадо, Мадрид.

Впервые познакомилась с Лорреном в … съемной квартире. Там висела репродукция этого пейзажиста. Даже она передавала, насколько художник умел изображать свет. Лоррен, кстати, первый художник, который досконально изучал свет и его преломление.

Поэтому не удивительно, что, несмотря на чрезвычайную непопулярность пейзажной живописи в эпоху Барокко, Лоррен тем не менее был известным и признанным мастером еще при жизни.

4. Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Зал 29.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Музей Прадо, Мадрид.

В музее Прадо хранится одна из самых значительных коллекций работ Рубенса (78 работ!). Его пасторальные работы очень приятны глазу и созданы в первую очередь для удовольствия от созерцания.

С эстетической точки зрения среди работ Рубенса сложно выделить какую-то одну. Однако особенно мне нравится картина “Суд Париса” скорее из-за самого мифа, сюжет которого изобразил художник – выбор “самой прекрасной женщины” привел к длительной Троянской войне.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь в одной картине».

5. Эль Греко. Басня. 1580 г. Зал 8b.

Эль Греко. Басня. 1580 г. Музей Прадо, Мадрид.

Несмотря на то, что у Эль Греко есть гораздо более известные полотна, мне больше всего импонирует именно эта картина. Она не совсем типична для художника, который чаще писал на библейские темы с характерными вытянутыми телами и лицами изображенных персонажей (живописец, кстати, похож на героев своих картин – такой же худощавый с длинным лицом).

Судя по названию, это картина-аллегория. На сайте музея Прадо выдвигается гипотеза, что разгорающийся от небольшого дуновения уголек означает легко вспыхивающее сексуальное влечение.

6. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1505 гг. Зал 56а.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Если вам нравится Босх, в музее Прадо вы найдете самую большую коллекцию его работ (12 работ).

Конечно, самая знаменитая из них – Сад земных наслаждений. Перед этой картиной можно простоять очень долго, рассматривая большое количество деталей на трех частях триптиха.

Босх, как и многие его современники в средневековье, был очень набожным человеком. Это еще более удивительно, что от религиозного живописца никак не ожидаешь такой игры воображения!

Более подробно о картине читайте в статьях: “Сад земных наслаждений” Босха: в чем смысла самой фантастической картины Средневековья”.

7. Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Зал 58.

Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.

Я, конечно, была потрясена этой картиной (это правая створка триптиха; левая створка также хранится в Прадо; центральная же часть утеряна). Мне было сложно поверить, что в 15 веке создавали буквально фотографическое изображение. Это же сколько нужно мастерства, времени и терпения!

Сейчас я, конечно, полностью согласна с версией английского художника Дэвида Хокни о том, что подобные картины рисовали с помощью вогнутых зеркал. Они проецировали на холст отображаемые предметы и просто обводились мастером – отсюда такая реалистичность и детализированность.

Ведь недаром работы Кампена так похожи на работы другого более знаменитого фламандского художника Яна ван Эйка, который также владел этой техникой.

Однако от этого картина не теряет своей ценности. Ведь перед нами по сути фотографическое изображение быта людей 15 века!

Только поставив в ряд свои любимые работы музея Прадо, поняла, что временной охват получился серьезным – 15-19 века. Это сделано не предумышленно, цели показать разные эпохи у меня не было. Просто шедевры, которые сложно не оценить, создавались во все времена.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Источник

Суббота, 22 Марта 2014 г. 22:04

+ в цитатник

Во второй половине 19 века зародилось новое течение — импрессионизм. Главное было в нём: передача сиюминутного чувства, момента, не углубляясь в философию и рассуждения. Картины импрессионистов, как правило, жизнерадостны (или приятно-ностальгически грустны). Они легки и естественны.

В 1808 году Наполеон вступил в Испанию, начались длительные кровопролитные бои в городах. Испанский народ яростно сопротивлялся захватчику. «Ошибка номер один — в Испанию», — так на острове святой Елены писал Наполеон (какая будет вторая ошибка, думаю, ясно). Последствия войны позже, после изгнания французских войн, опишет Франсиско Гойя в серии своих гравюр «Бедствия войны».


С изгнанием французских захватчиков в Испании не установился покой — власть переходила от одних к другим, были и республика, и снова восстановление монархии. Причём с 1813 года королём стал Фердинанд VII, придерживающийся политики репрессий и опирающийся на армию и инквизицию.

В 1824 году Гойя покинул родину (тогда ему 78 лет). В стране притесняли вольнодумцев и либералов, к коим принадлежал и художник (в 1815 году его даже вызвала на допрос инквизиция). Оставаясь на государственной службе (придворный живописец) он попросил отпуск и уехал во Францию, в город Бордо, и так там и остался (последние четыре года жизни).

Здесь Гойя и напишет одну из своих знаменитых и противоречивых картин: «Молочницу из Бордо». В некоторых источниках отмечается, что картина весьма оптимистична и весела… Странное заключение, у меня при взгляде на неё возникают такие ассоциации: тревога, тоска, неминуемость судьбы, двойственность жизни. Но если сравнивать картину с последними работами Гойи, то, да, она выделяется среди них своей лёгкостью, чувственностью, сиюминутностью. Выделяется и с технической точки. Не зря эту картину некоторые искусствоведы относят к первому проявлению импрессионизма. Я тоже вижу в ней новизну и стремление к иным формам живописи.

Франскиско Гойя «Молочница из Бордо», фрагмент.

Следует отметить, что с 2001 года, картина имеет статус непроверенной, то есть у некоторых учёных имеются сомнения насчёт авторства. Знаменитый «Колосс» уже признан «не картиной Гойи». Так и здесь ведётся расследование.

Вообще искусствоведы (а тем более те, кто специализируется конкретно на каком-то художнике) очень скрупулезно относятся к своему делу. Наклон головы у девушки непривычный для картин Гойи, что уж говорить про мазки и цвета. Картина сильно отличается от последних его работ. Уж не знаю насколько эти исследования можно считать объективными, но мне представляется «Молочница из Бордо» очень даже в духе Гойи. Какой-то художник сказал, что все его неудачные (я бы добавила, и необычные) картины искусствоведы скоро припишут плагиаторам. 🙂

Если не Гойя писал, то кто? Считается, что, возможно его дочь Росарио (родилась в 1814 году от некой Леокадии, уже после смерти жены художника). Они жили с Франсиско в Бордо, где он учил Росарио живописи. Могло быть и так. Но в любом случае, Гойя знал эту картину и очень ценил.

А ещё перед самой смертью он сделал такой рисунок:

На нём написано: «Я всё ещё учусь!»

источник

Метки:
искусство

картины

история

 

Процитировано 4 раз

Понравилось: 3 пользователям

Источник

Уже только по факту понимаю, что у меня в этом году видимо особый интерес к теме старости, – то посты какие-то выходят из под пера, то книги встречаются, то полотна “цепляют”.
Вот так не смогла оторваться от этой репродукции, пролистывая подаренную книгу.

Эта картина увлекла меня и удивила.

Легкий но мощный, уверенный, размашистый, будто слегка небрежный (это только кажется), но ювелирный мазок.

Нежнейшие кружева белого с голубоватым и желтоватым и сероватым будто напоминают, затягивают в востпоминания о молодости, которая была столь же чиста и прозрачна, сколь далека сейчас для этой женщины.
В некотором смысле, столь же чиста и легка старость, последние дни жизни.
Руки и фрагмент груди выписаны землисто-бежевыми, коричневато-сероватыми цветами, вяло-мягковатыми мазками. Будто засыхающие камни лежат рядом с беловато-сероватой, голубоватой фактурой платья.  Или же будто высыхающая на палящем солнце земля медленно угасает.

Попытка воспринять через ощущения тела:
Моё тело будто хаотично двигается, потом в какой-то момент сжимается, дыхание иногда замирает, потом неглубокий вдох, разворот, и прямые шаги. Это “недотанец”, набор скованных движений. Попытка игривости или легкости “гасится” противоположным  импульсом  – вялым, затягивающим и закручивающим. Ведущие эмоции и ощущения: недоумение, вялость, растерянность, страх.

Эти лица будто бы еще живы, но будто бы уже мертвы. Старуха справа «оказалась» без рта. Неужели Гойя «забыл» написать рот? Конечно нет! Она безмолвна перед лицом того, что делает время, глядя в зеркало, на котором по-испански небрежно брошено: «que tal?» – «как дела?», «как жизнь?» обычно подразумевает эта фраза, произносящаяся в каждом испанском приветствии.
Волосы, выбившиеся из под украшения старухи слева написаны так, будто это движущийся и копошащийся омут с темно алым, цвета запекшейся крови наверху. То есть, кто-то уже пал жертвой её ухищрений…)
Еще более ярким и насыщенным темно-алым обведены глаза старухи справа, будто безмолвные кровавые болезненные слезы усталости, отчаяния и бессилия прорываются из глаз. Потусторонние существа видятся мне в этих образах.

Украшения выглядят особенно грустно и иронично.

Далее. Еще фрагмент:

«Глыба» платья с резкими, размашистыми мазками. Тяжесть, грузность возникают в теле от того, как она «собирается» темными тонами книзу.  И яркие, светлые элементы будто пронзают моё восприятие, в том числе через тело,  заставляя снова и снова вздохнуть в этом замирании. Пока еще можно делать эти вздохи, но всё реже и реже…

Чуть в тени находится Кронос(Сатурн) с крыльями и метлой. Мазки, которыми выписаны его руки резкие, более спокойные. Более темные и мистические оттенки выбраны для написания этой фигуры. Мазок же на крыле этого фрагмента  – будто волны прибоя   – шуухх – шууух –шууухх – двигается параллельно (правее) и чуть бурлит над плечом, добавляя надежды, спокойствия, веры, смысла. Будто данности того, что происходило, происходит и будет происходить.
Вихристые линии метлы будто собираются и центрируются в одну точку,  и этот предмет собранно нанесет прицельный удар.

О чем еще я думаю после просмотра этой картины?
Картина написана в 1810-12 году, возраст Гойи – 64-66 лет. В испании гражданская война, которая затянулась на пять лет. В этот же период Гойя пишет свои гениальные картины из серии «Бедствия войны». В 1812 году умирает его жена и мать его 6 сыновей (из которых выжил только один), Хосефа Байеу. Они пробыли в браке почти 40 лет. Некоторые исследователи проводят параллели между героиней картины, старухой справа, и королевой Испании Марией-Луизой, но это не главное, что интересует меня при этом исследовании. Кто-то приписываей Гойе злобную сатиру, но мне  и это неблизко. Скорее я вижу это как предельно честное и неприятное исследование поднятого вопроса, перед которым все равны.

Напоследок, подборка некоторых  оттенков с картины.

Когда я дописывала про «Старух» и пересматривала биографическую справку в конце книги, я зацепилась неким особенным вниманием за одну из последних картин Гойи, очень контрастирующую со многими картинами других непростых периодов.
Незадолго до смерти он пишет одну из своих последних картин «Молочница из Бордо», которая выполнена в синих и голубых, а также зеленых тонах, а художник крайне редко использовал синий цвет. Еще в синем обычно писали деву Марию со времен Средневековья.
Какой контраст создает эта картина с его сериями в трудные времена жизни!
Нежнейшая кожа и румянец молочницы, легкий мазок, дымка потустороннего взгляда. Причем, я даже не могу определиться про степень “той стороны” – то ли это взгляд “на ту сторону”, то ли “с той стороны”.

Чуть выше и левее головы на картине в небе будто просвет – светлеет голубоватый, мазок расходится горизонтальными мягкими широкими движениями… И входит в контраст с окружающими более темными участками. Тело  расслабляется и трепещет, обдаваемое прохладой, в тонусе, будто восставая и ожидая чего-то, какого-то движения или сигнала извне для начала движения.

Над головой и вокруг контура тела «раскрывается» некое светлое неведомое пространство… Это совсем не дыра, как, например,  у Ван Гога в «красных виноградниках», это мягкое, приглашающее и обволакивающее молочновоздушное, ватно-перистое поле.
Её фигура от этого “света” вокруг становится подсвеченной и не совсем реальной, парящей и божественной, но тем не менее всё еще остается чуть земной одновременно.

Совершенно мягкий и размытый мазок ложится рядом с “фирменными” “размашистыми” тонкими мазками Гойи.
Дыхание достаточно легкое,  в меру глубокое, равномерное,  – хоть местами учащается.  Я чувствую расслабление в теле, покой, но и настроение и тонус, готовые для легкой прогулки. А прогулка эта будет проходить в пронизанном рассветным светом саду, и звуки в нем – легкий шелест листьев и шорох травы.  Или же тонус тела подойдет для изящного жеста, выражения намерения или просьбы, или для согласия на приятный мягкий танец, например вальс. Я чувствую вместе со спокойствием мягкий эмоциональный подъем. Меня наполняет спокойная радость, без особенного стремления или вызова. И, конечно, достоинство.

Палитра. Лично меня завораживает и полотно, и палитра в отдельности:

Источник