Философия аристотеля материя и форма потенция и акт
Философская
мысль Древней Греции достигла наибольшей
высоты в творениях Аристотеля
(384—322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически
вобравшие в себя достижения античной
науки, являют собой грандиозную систему
конкретно-научного и собственно философского
знания в его удивительной глубине, тонкости
и масштабности. Образованное человечество
училось, учится и в веках будет учиться
у него философской культуре.
Аристотель
— ученик Платона, но по ряду принципиальных
вопросов он расходился со своим учителем.
В частности, он считал, что платоновская
теория идей совершенно недостаточна
для объяснения эмпирической реальности.
Именно Аристотелю принадлежит изречение:
«Платон мне друг, но истина дороже!» Он
стремился преодолеть платоновский
разрыв между миром чувственных вещей
и миром идей.
Материя
и форма (эйдос). Потенция
и акт.
Исходя из признания объективного
существования материи, Аристотель считал
ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Материя не может возникнуть из ничего,
не может также увеличиться или уменьшиться
в своем количестве Однако сама по себе
материя, по Аристотелю, инертна, пассивна.
Она содержит лишь возможность возникновения
действительного многообразия вещей,
как, скажем, мрамор содержит возможность
различных статуй. Чтобы эту возможность
превратить в действительность, надо придать
материи соответствующую форму. Под формой
Аристотель разумел активный творческий
фактор, благодаря которому вещь становится
действительной. Форма — это стимул и
цель, причина становления многообразных
вещей из однообразной материи: материя
— своего рода глина. Для того чтобы из
нее возникли разнообразные вещи, необходим
гончар — бог (или ум-перводвигатель).
Форма и материя неразрывно связаны между
собой, так что каждая вещь в возможности
уже содержится в материи и путем естественного
развития получает свою форму. Весь мир
редставляет собой ряд форм, находящихся
в связи друг с другом и расположенных
в порядке все большего совершенства.
Таким образом Аристотель подходит к идее
единичного бытия вещи, явления: они представляют
собой слиянность материи и эйдоса (формы).
Материя выступает как возможность и как
своего рода субстрат сущего. Мрамор, например,
можно рассматривать как возможность
статуи, он же есть материальное начало,
субстрат, а высеченная из него статуя
— это уже единство материи и формы. Основным
двигателем мира является бог, определяемый
как форма всех форм, как вершина мироздания.
Категории
философии.
Категории
— это фундаментальные понятия
философии. Аристотелевское рассмотрение
соотношения материи и эйдоса (формы),
акта и потенции выявляет энергийный динамизм
сущего в его развитии. При этом мыслитель
усматривает причинную зависимость явлений
сущего: все имеет причинное объяснение.
В связи с этим он проводит различение
причин: есть действующая причина —
это энергийная сила, порождающая нечто
в потоке универсального взаимодействия
явлений сущего, не только материи и формы,
акта и потенции, но и порождающей энергии-причины,
имеющей наряду с действующим началом
и целевой смысл: ≪то, ради чего≫. Здесь
мы имеем дело с таким исключительно важным
положением философии Аристотеля, как
смысловое начало всего сущего, а также
иерархия его уровней — от материи как
возможности к образованию единичных
форм бытия идалее — от неорганических
образований к миру растений, живых существ,
разных видов животных и, наконец, к человеку,
обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную
роль играл принцип развития сущего, что
органически связано с категориями пространства
и времени, которые выступают у него не
как субстанции, а как ≪место≫ и число
движения, т.е. как последовательность
реальных и мыслимых событий и состояний.
Такой подход ближе к современному пониманию
этих категорий, чем, скажем, ньютоновский.
Аристотель разработал иерархическую
систему категорий, в которой основной
была ≪сущность≫, или ≪субстанция≫,
а остальные считались ее признаками.
Стремясь к упрощению категориальной
системы, Аристотель затем признал основными
только три категории: сущность, состояние,
отношение.
Своим
анализом потенции и акта Аристотель
ввел в философию принцип развития.
Это было ответом на апорию элейцев, согласно
которым сущее может возникнуть либо из
сущего, либо из не-сущего, но и то и другое
невозможно, ибо в первом случае сущее
уже не существует, а во втором — нечто
не может возникнуть из ничего, следовательно,
возникновение или становление вообще
невозможно и чувственный мир должен быть
отнесен к царству ≪небытия≫. Тем самым
Аристотель ввел в оборот философии категории
возможности и действительности, а это
и есть потенция и акт.
Бог
как перводвигатель,
как абсолютное начало
всех начал.
Поутверждению
Аристотеля, мировое движение есть
цельный процесс:все его моменты взаимно
обусловлены, что предполагает и единого
двигателя. Далее, исходя из понятия причинности,
он приходит к понятию о первой причине.
А это так называемое космологическое
доказательство бытия божия. Бог есть
первая причина движения, начало всех
начал. И в самом деле: ведь ряд причин
не может быть бесконечным или безначальным.
Есть причина, сама себя обусловливающая,
ни от чего не зависящая: причина всех
причин!
Ведь
ряд причин никогда бы не закончился,
если не допустить абсолютного начала
всякого движения. Этим началом является
божество как общемировая сверхчувственная
субстанция. Аристотель обосновал бытие
божества усмотрением принципа благоустройства
Космоса. По Аристотелю, божество служит
предметом высшего и наиболее совершенного
познания, так как все знание направлено
на форму и сущность, а бог есть чистая
форма и первая сущность. Бог Аристотеля,
однако, не есть личный Бог.
Идея
души.
Опускаясь
в своих философских размышлениях
из бездны Космоса к миру одушевленных
существ, Аристотель считал, что душа,
обладающая целеустремленностью, есть
не что иное, как неотделимый от тела его
организующий принцип, источник и способ
регуляции организма, его объективно наблюдаемого
поведения. Душа — энтелехия’ тела. Поэтому
правы те, кто полагает, что душа не может
существовать без тела, но сама она имматериальна,
нетелесна. То, благодаря чему мы живем,
ощущаем и размышляем, — это душа, так
что она есть некий смысл и форма, а не
материя, не субстрат: ≪Именно душа придает
смысл и цель жизни≫. Телу присуще жизненное
состояние, образующее его упорядоченность
и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение
актуальной действительности всемирного
и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных
≪частей≫ души: памяти, эмоций, перехода
от ощущений к общему восприятию, а от
него — к обобщенному представлению; от
мнения через понятие — к знанию, а от
непосредственно ощущаемого желания —
к разумной воле. Душа различает и познает
сущее, но она ≪немало времени проводит
в ошибках≫. ≪Добиться о душе чего-нибудь
достоверного во всех отношениях безусловно
труднее всего≫. Согласно Аристотелю,
смерть тела освобождает душу для ее вечной
жизни: душа вечна и бессмертна.
Теория
познания и логика.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом
бытие. Основание опыта – в ощущениях, в
памяти и привычке. Любое знание начинается
с ощущений: оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает общее
в единичном. Нельзя приобрести научное
знание лишь с помощью ощущений и восприятий
в силу преходящего и изменчивого характера
всех вещей. Формами истинно научного
знания являются понятия, постигающие
сущность вещи. Детально и глубоко разработав
теорию познания, Аристотель создал труд
по логике, который сохраняет свое непреходящее
значение и поныне. Здесь он разработал
теорию мышления и его формы, понятия,
суждения, умозаключения и т.д. Аристотель
является основоположником логики.
Анализируя
категории и оперируя ими в
анализе философских проблем, Аристотель
рассматривал и операции ума, его логику,
в том числе и логику высказываний. Он
сформулировал логические законы: закон
тождества (понятие должно употребляться
в одном и том же значении в ходе рассуждений),
закон противоречия (≪не противоречь сам
себе≫) и закон исключенного третьего
(≪А или не-А истинно, третьего не дано≫).
Аристотель разработал учение о силлогизмах,
в котором рассматриваются всевозможные
виды умозаключений в процессе рассуждений.
Особо
следует подчеркнуть разработку
Аристотелем проблемы диалога, углубившую
идеи Сократа. Этические взгляды. Согласно
Аристотелю, государство требует от гражданина
определенных добродетелей, без которых
человек не может осуществлять свои гражданские
права и быть полезным обществу: добродетельно
то, что служит интересам общества, что
укрепляет социальный порядок. Он разделял
добродетели на интеллектуальные и волевые
— добродетели характера. Говоря о характере,
мы не назовем кого-либо мудрым или разумным,
а кротким или умеренным. Решающее значение
имеют интеллектуальные добродетели:
мудрость, разумная деятельность, благоразумие,
в них человек проявляет себя как одаренное
разумом существо. Такие добродетели приобретаются
путем усвоения знаний и опыта предшествующих
поколений и проявляются в разумной деятельности.
Счастье
человека, по Аристотелю, — это энергия
завершенной жизни сообразно завершенной
доблести. Нельзя считать счастливым человека
с ≪рабским образом мышления≫. Этические
свойства не даются людям от природы, хотя
они и не могут возникнуть независимо
от нее. Природа дает возможность стать
добродетельным, но эта возможность формируется
и осуществляется лишь в деятельности:
творя справедливое, человек становится
справедливым; действуя умеренно — он
становится умеренным; поступая мужественно
— мужественным. Сущность добродетели
состоит в сочетании щедрости и умеренности.
Общим принципом этического учения мыслителя
является стремление найти среднюю линию
поведения.
Исключительное
место в этом учении занимает идея
справедливости: справедливым можно быть
лишь по отношению к другому, а забота
о другом в свою очередь есть проявление
заботы об обществе.
Об
обществе и государстве.
Осуществив
грандиозное обобщение социального
и политического опыта эллинов, Аристотель
разработал оригинальное социально-философское
учение. При исследовании социально-политической
жизни он исходил из принципа: ≪Как и всюду,
наилучший способ теоретического построения
состоял бы в рассмотрении первичного
образования предметов≫
Таким
≪образованием≫ он считал естественное
стремление людей к совместной жизни и
к политическому общению. По Аристотелю,
человек — политическое существо, т.е.
социальное, и он несет в себе инстинктивное
стремление к ≪совместному сожительству≫
Аристотель еще не отделял идею общества
от идеи государства).
Человека
отличает способность к интеллектуальной
и нравственной жизни. Только человек
способен к восприятию таких понятий,
как добро и зло, справедливость и несправедливость.
Первым результатом социальной жизни
он считал образование семьи — муж и жена,
родители и дети… Потребность во взаимном
обмене привела к общению семей и селений.
Так возникло государство. Отождествив
общество с государством, Аристотель был
вынужден заняться поисками элементов
государства. Он понимал зависимость целей,
интересов и характера деятельности людей
от их имущественного положения и использовал
этот критерий при характеристике различных
слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные
и богатые ≪оказываются в государстве
элементами, диаметрально противоположными
друг другу, так что в зависимости от перевеса
того или иного из элементов устанавливается
и соответствующая форма государственного
строя≫. Он выделил три главных слоя граждан:
очень зажиточных, крайне неимущих и средних,
стоящих между теми и другими. Аристотель
враждебно относился к первым двум социальным
группам. Он считал, что в основе жизни
людей, обладающих чрезмерным богатством,
лежит противоестественный род наживы
имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется
не стремление к ≪благой жизни≫, а лишь
стремление к жизни вообще. Поскольку
жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление
к средствам утоления этой жажды. Ставя
все на службу чрезмерной личной наживы,
≪люди первой категории≫ попирают ногами
общественные традиции и законы. Стремясь
к власти, они сами не могут подчиняться,
нарушая этим спокойствие государственной
жизни. Почти все они высокомерны и надменны,
склонны к роскоши и хвастовству. Государство
же создается не ради того, чтобы жить
вообще, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо. Согласно Аристотелю,
государство возникает только тогда, когда
создается общение ради благой жизни между
семействами и родами, ради совершенной
и достаточной для самой себя жизни. Совершенством
же человека предполагается совершенный
гражданин, а совершенством гражданина,
в свою очередь, — совершенность государства.
При этом природа государства стоит ≪впереди≫
семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется
так: совершенство гражданина обусловливается
качеством общества, которому он принадлежит:
кто желает создать совершенных людей,
должен создать совершенных граждан, а
кто хочет создать совершенных граждан,
должен создать совершенное государство.
Будучи сторонником рабовладельческой
системы, Аристотель тесно связывает рабство
с вопросом собственности: в самой сути
вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа
предназначены к подчинению, другие же
— к властвованию. Это общий закон природы
— ему подчинены и одушевленные существа.
По Аристотелю, кто по природе принадлежит
не самому себе, а другому и при этом все-таки
человек, тот по своей природе раб.
Источник
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства.
Субстанция вообще, полагали натуралисты, состоит из материальных элементов (первоначально). Платоники видели ее в форме. Здравый смысл, как кажется, ищет субстанцию в индивиде и в чем-то конкретном, сделанным из формы и материи одновременно. Кто же прав? По Аристотелю, правы все и никто в том смысле, что каждый из ответов, взятый отдельно, однобок и частичен, напротив, вместе они, будучи согласованы, дают истину.
1) Материя (hyle [218] – гиле, от греч. – лес как строительный материал) есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она – “субстрат формы” ( дерево – субстрат формы дома, глина – субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе – это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму.
2) Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует “естьность” всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому – это субстанция в полном смысле слова (которую на латинский переводили так: quod quid est, quod quid erat esse); греч. eidos – форма. Однако это не Платонова форма Гиперура-нии, но внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).
3) Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет “synolos”, [238] и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное.
Материя
Понятие материи было введено не им. Он же писал: “Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются, причем основное существо пребывает…” /2, с.23/. Аристотель понимал начальную материю как, то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя это то, из чего вещи состоят, и это – первоначало. Первые натурфилософы искали именно первоначало, это было их темой. При этом их конечная цель заключалась в том, “чтобы вывести из них природу вещей” (Аристотель). По Аристотелю, они “устанавливают начало в виде материи – все равно – признают ли они это начало телом или бестелесным” (2, с. 30).
Указание на материю как единственную или главную причину Аристотелю представляется недостаточным для достижения провозглашенной основной цели в трех отношениях: во-первых, потому что не объясняет разнообразия вещей, во-вторых, потому что не объясняет движения (возникновения и уничтожения) и, в-третьих, потому, что не объясняет совершенства в мире.
Исходя из этого критического отношения к традиции, Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи – о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей.
Форма
Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения, “нужно исследовать…вопрос, является ли что-либо кроме материи самостоятельной причиной” (2, с.44. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Введение идеи формы – начало собственно аристотелевской онтологической концепции материи и формы. Основные идеи здесь следующие.
Сущностью является то, что лежит в основе, а именно – материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей (правда, форма может обособляться в мысли). Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы.
Итак, утверждаются две основные сущности-основы или два первоначала – материя и форма. Материя – не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие.
Что понимает Аристотель под формой. Этот вопрос имеет у него не столь ясный ответ, опирающийся на множество экспликаций. Идея формы восходит к платоновой идее идеи, но форма, в отличие от платоновых идей, не имеет самостоятельного существования, она существует только в вещи.
Четыре характеристики формы являются главными:
· форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее “нет видовой формы”;
· -форма есть внешний образ вещи;
· форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой. Этот процесс имеет цель (принцип энтелехии): “последней целью является форма, а закончено то, что пришло к последней цели” (2, с.101). Это есть осуществленность в действительности, энтелехия как достижение формы-цели;
· форма есть суть бытия (сущностное определение) вещи: “суть бытия дана всякий раз в форме и действительности” (2, с.143). Следовательно, форма не совпадает с вещью в ее полноте, а “обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь” (2, с.124).
24)Аристотель о движении. Физика Аристотеля.
Учение о сущности нашего мира – метафизика: знание о сущности нашего мира, иногда способ получения этого знания (знание сущности противопоставляется знанию только явлений). Отвергнув платоновскую концепцию разделения на 2 мира, Аристотель выдвигает идею четырех типов причин (начал)
1-й тип – материальные причины – субстрат, из которого состоит любой объект. По Аристотелю, материальная причина строится по модели Эмпедокла в сочетании с моделью ионийской школы, гибридная модель. Аристотель принимает 4 типа материальных первоначал и добавляет пятое начало – эфир (пятая сущность). Эфир более фундаментален, чем остальные четыре. Эфир – главная сущность.
2-й тип. Формальные причины. Взаимоотношения между математическими началами регулируется вторым типом причин. Медь сама по себе формы не имеет, шар и статуя из меди форму имеют. Материя – это лишь возможность для существования предмета, чтобы предмет реально существовал, на него должна быть наложена форма, причем Форма в отличие от материального субстрата есть идеальное начало.
В учении Аристотеля сознательно сочетается материалистическое и идеалистическое начала. Аристотель вводит два начала – материю и форму. В отличие от Платона, Аристотель не отделяет форму от предмета, форма существует только в предметах. Существует также форма всех форм – это Бог. Материальный субстрат не определяет характеристик объекта. Это только возможность существования, а реальное существование связано с формой.
3-й тип – действующие причины – то, что действует на объект и вызывает какие-то изменения. Это наши обычные причины.
4-й тип – целевые, конечные причины. У каждого предмета есть цель. Учение о целевых причинах – телеология – от греческого корня телеос – цель.
Космология.Наложение особой формы на эфир приводит к огню, воздух и т.д. Каждый субстрат стремится занять предназначенное ему место. Тяжелые тела опускаются вниз, а легкие поднимаются вверх. Точнее, тяжелые собираются в центре, а легкие улетают от центра: земля затем вода, воздух, огонь – все вместе образует подлунный мир, дальше идет область эфира.
Вокруг Земли вращается Луна по круговой орбите, Солнце вращается вокруг Земли по круговой орбите, планеты вращаются вокруг Земли по круговой орбите, а дальше расположена сфера неподвижных звезд. Мир Аристотеля сферический, конечный и замкнутый.
Космология Аристотеля основывается на метафизике. Геоцентрическая сферическая модель – результат метафизики: понятий о материальной и целевой причине. Физика понимается главным образом как учение о движении. Аристотель выделяет понятие пространства в котором происходит движение, пространство трехмерно. Аристотель первым обращает внимание на проблему размерности. Пространство трехмерно, потому что число 3 совершенно.
Совершенное у Аристотеля – не то же самое, что в современное теории чисел. 3 является совершенным числом, потому что оно имеет начало, середину и конец. Пространство у Аристотеля неоднородно. В однородном пространстве все точки были бы одинаковы и тело не знало бы, где ему остановиться. Общая метафизика Аристотеля включает в себя представление о конечной цели и это исключает однородность пространства. Аристотель подразделяет движения на естественные и насильственные. Естественные движения – те, которые не требуют особой причины (например, круговые движения и движение тел к своему месту). Круговые движения являются совершенными, так как не имеют ни начала ни конца. В современной теории инерциальное движение считается естественным. Неестественные движения являются насильственными, т.е. требуют наличия силы – действующей причины. Первый в истории человечества закон движения также сформулирован Аристотелем: .
Источник