Человек наделен потенциями непрерывного развития

Человек наделен потенциями непрерывного развития thumbnail

II. Основные положения гуманистической психологии.

Основные положения гуманистической психологии:

ü человек должен изучаться в его целостности;

ü каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

ü человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

ü человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

ü человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

ü человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ü человек – это активное, творческое существо.

Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970) – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 7 основных уровней потребностей:

Ø Физиологические (базовые) потребности – голод, жажда;

Ø Потребность в безопасности – чувство защищённости;

Ø Потребности в любви и принадлежности к обществу;

Ø Потребность в уважении;

Ø Познавательные потребности – знать, уметь, понимать;

Ø Эстетическая потребность – гармония, красота;

Ø Потребности в самоактуализации – т.е. реализация своих целей.

Карл Роджерс(1902-1987)Для теории личности Роджерса характерны все основные положения гум-ой. психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологичеслий и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает реальность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

Франкл Виктор (р. 1905) – австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией.

Бюлер Шарлота(1893 – 1974) – немецкий психолог. На основе исследований создала периодизацию жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении.

Ролло Мэй (1909 – 1994) – крупный американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-гуманистической психологии. Его основные работы “Смысл тревоги”, “Человек в поисках себя”, “Любовь и воля”, “Мужество творить” сочетают в себе скрупулезность анализа клинициста, гуманитарный кругозор философа и простоту пасторской беседы.

Гордон Виллард Олпорт (1897 – 1967) – американский психолог, специалист по психологии личности. Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).

Источник

Направления зарубежной психологии

Человек наделен потенциями непрерывного развития

Психоанализ- одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным образом.

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ-первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводиться сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека.

Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З.Фрейда :А. Адлер, К. Юнг(архетипы) развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни.

Фрейдизм-философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

· мотивации бессознательного;

· соотношения нормальных и патологических явлений психики;

· роли социального фактора;

· влияния детских травм на поведение взрослого;

· сложного строения личности;

· противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем фрейдизм отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всесилии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм- направление в современной философии, социологии, психологии, резвившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Слливан, Э.Фромм, Э. Эриксон).

Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фундаментальные подходы и утверждения З. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.

Бихевиоризм- направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ в. и отрицающее сознание как предмет научного исследование, сводящее психику к различным формам поведения, понятного как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Для достижения этой цели, вполне достаточно выполнять три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией. Простота схемы S=> R дала возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования. Отношение S=> R было объявлено единицей поведения.

Перед психологией ставились следующие задачи:

· Выявить и описать типы реакций

· Исследовать процесс их образования

· Изучить законы их комбинаций

Но исходя из схемы S=> R оказалось невозможным понять, как появляются новые действия, поэтому довольно скоро обнаружилась ее чрезвычайная ограниченность для объяснения поведения.

Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объективным метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

Основном недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Необихевиоризм- направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. ХХв.

Главным его представителями являлись Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д Хотя эти перемены были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S=> V=> R

Читайте также:  Как быстро увеличить потенцию

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Гештальтпсихология- направление, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. И выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур- гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианстским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальстпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественного зрительного).

Гуманистическая психология- одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а возможность расцвета каждого человека, если представить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление прежде всего связано с именами Г. Олпорта Маслоу, К. Рождерса.

Основные положения гуманистической психологии:

· человек должен изучаться в его целостности;

· каждый человек уникален;

· человек открыт миру;

· жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

· человек-активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.

Трансперсональная психология- новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. ХХв. Представители данного направления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые изменения состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Согласно мнению сторонников данного направления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолением, ведут к высвобождению души и вступление ее в новые, более целостные отношения с миром.

Отечественные направления психологии

Отдельные психологические концепции были распространены в России еще в XVIII в., однако научная психология начала формироваться в нашей стране только с середины XIX в., вместе с тем отражала своеобразие ситуации, связанное с коренными реформами всех сфер жизни народа ,вызвало всеобщее стремление к самопознанию, рефлексии по поводу своих национальных качеств.

Период становления российской психологии связывают с 1840-1860 гг. когда происходило осознание ею своего предмета, выбор пути и научной программы. В силу логики развития науки и сложившейся в России социальной ситуации в этот период из двух предложенных программ развития психологии (естественно-научная программа И.М Сеченова и философская программа К.Д Кавелина) была выбрана программа построения психологии как естественно-научной дисциплины, предложенная Сеченовым.

В начале XX в. Развитие психологии в России происходило в острых дискуссиях о предмете психологического исследования и методах изучения. В итоге в России выделились два направления развития психологии: филосовско-психологическое, представленное учеными, опиравшимся на идеалистические позиции, среди которых можно назвать выдающихся психологов, как А.И Введенский, В.В Зеньковский., Л.М Лопатин, Н.А Лосский, С.Л Франк и др. и естественно научное, которое развивалось в тесной связи с идеями И.М Сеченова и было представлено работами в области «объективной психологии» или «психорефлексологии» В.М Бехтерева, «биопсихологии» В. А Вагнера.

Получила значительное развитие и экспериментальная психология. Достижения российский ученых в области физиологии способствовали привнесению в отечественную психологию объективных методов исследования, в том числе эксперимента.

Работы Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) внесли значительный вклад в развитие теории психологии на рубеже XIX-XX вв. Его положения о роли мышечного движения в процессах построения психологического образа, новая трактовка внечувственного (абстрактного) мышления, понимание того, что ни один акт сознания в качестве психической реальности не дан человеческому уму непосредственно и познание психического возможно лишь опосредованно оставались актуальными для отечественной психологии во все последующие годы.

Психологические идеи Сеченова были подхвачены отечественными исследователями применены в первых русских лабораториях по экспериментальной психологии. (В.М Бехтерев, П.И Ковалевский, А.А Токарский, В.Ф Чиж)

Человек наделен потенциями непрерывного развития

Источник

Гуманистическая психология [10.10.10]

Тема: Гуманистическая психология

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.42K | Скачано: 79 | Добавлен 10.10.10 в 14:32 | Рейтинг: +9 | Еще Контрольные работы

Задания

1.     Проанализируйте отличие гуманистического направления психологии от бихевиоризма.

2.     Назовите основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу.

3. К каким современным направлениям западной  психологии 
следует отнести приведенные высказывания:

а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

в) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек  использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».

1) когнитивная психология;

2) гуманистическая психология;

3) психоаналитическая психология.

1.Отличие гуманистического направления психологии от бихевиоризма

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология одно из основных направлений современной психологии. Возникновение данного направления и формулирование его основных принципов связано с именем Абрахама Маслоу [1908 – 1970]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Предмет изучения

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации»:

  • Осуществление самого себя.
  • Сознание собственного достоинства.
  • Социальные потребности.
  • Потребности в надежности.
  • Этапы деградации личности.
  • Поиск смысла жизни.
  • Физиологические основные потребности.
  • Непригодность исследования животных для понимания человека.

Основные принципы гуманистической психологии:

  1. человек должен изучаться в его целостности;
  2. каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  3. человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
  4. жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  5. человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;
  6. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;
  7. человек — активное, творческое существо.
Читайте также:  Какие лекарства убивают потенцию

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Одна из главных ценностей гуманистической психологии – признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации. Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму, делающим основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное — устремленность к будущему, к свободной реализации своих возможностей.

Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.

Наиболее важная концепция, которую выделили гуманистические психологи  – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы. Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни – дело трудное: многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную.

А. Маслоу отдавал приоритет, творческой стороне натуры человека, считая, что к творчеству способен каждый. И для этого не нужно писать музыку или рисовать картины. Можно проявлять себя как творческого человека в любом деле. Творчество – это путь к развитию метамотивации, высоких жизненных ценностей, и просто – данность. Видимо, способность проявлять себя как творческое существо – это один из признаков человека вообще, отличие его от прочих живых организмов. Таким образом, А.Маслоу утверждал, что смысл человеческой жизни подвластен его создателю – человеку.

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour — «поведение») — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Методы

Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Суть бихевиоризма

Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев. Если вернуться к нашему младенцу, то это означало, что он был организмом, для которого основным стали “стимул” (раздражитель внешней среды), “реакция” (ответ организма на раздражение) и “связь” (ассоциация), сознание его еще спало. Малыш должен был приспособиться к среде обитания. Возможно, что это был естественный ход развития, человечества, философии и психологии.

Таким образом, цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).

Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.

Уотсон считал, что основой отношений организма к среде является “стимул-реакция” и, следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.

В этой идее чувствуется определенная направленность — получение вместо человека послушного робота, которого программируют на выполнение только набора двигательных функций, т.е. интересует только один исполнительский аспект в поведении человека.

Эти идеи очень близки фашистским или тираническим режимам, которым важно иметь слепое орудие в своих руках, послушную рабочую или военную силу, не способную размышлять, а лишь наученную слепо выполнять приказы.

Плюсы и минусы

В 30-е годы прошлого века, во время экономического кризиса, стало ясно, что уже невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношение к ней человека, причем не только внешние его реакции, но и его мотивы, настроения, установки.

Идея бихевиоризма — превращение психологии в естественную науку о поведении организма потерпела крах, т.к. сам организм не вписывался в эту схему. Таким образом, наш младенец научился двигаться, но без включения сознания, его поведение было идентично поведению животного.

Но надо отдать должное, что появление бихевиоризма привело психологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию психики. Психологи этого направления обогатили науку, но не в результате, а вопреки, потому что они не смогли удержаться на позициях только лишь бихевиоризма, используя явления без которых невозможно было понять смысл поведения.

Читайте также:  Капли для потенции фаллостон

2. Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу (основатель гуманистической психологии) определяет самоактуализацию как “полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.”. “Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями”.

Исследование самоактуализации

Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализованно, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Изучая лучших из людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Так, чтобы узнать, сколь быстро люди могут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать “среднюю выборку” из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.

Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные. .

“Самоактуализировавшиеся люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто вовне себя”.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

  • “более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней”;
  • “принятие (себя, других, природы)”;
  • “спонтанность, простота, естественность”;
  • “центрированность на задаче” (в отличие от центрированности на себе);
  • “некоторая отъединенность и потребность в уединении”;
  • “автономия, независимость от культуры и среды”;
  • “постоянная свежесть оценки”;
  • “мистичность и опыт высших состояний”;
  • “чувства сопричастности, единения с другими;
  • “более глубокие межличностные отношения”;
  • “демократическая структура характера”;
  • “различение средств и целей, добра и зла”;
  • “философское, невраждебное чувство юмора”;
  • “самоактуализирующееся творчество”;
  • “сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры”.

“Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным”.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

“Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко, и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными. эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее”.

Пути достижения самоактуализации:

  • неравнодушие к себе, самопознание.
  • умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; способность к самоуправлению – умение управлять собой.
  • умение делать адекватный жизненный выбор.
  • умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление.
  • отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.

Самоактуализация – это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

3.К каким современным направлениям западной психологии 
следует отнести приведенные высказывания:

а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

Психоаналитическая психология. Психоанализ – набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

в) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек  использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».

Когнити́вная психоло́гия — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Список литературы:

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов
    /Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5изд., – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Психологический словарь. М.: Педагогика

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+9

10.10.10 в 14:32
Автор:Человек наделен потенциями непрерывного развитияDevilka

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

  • Основные направление западной психологии: бихевиоризм
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии
  • Бихевиоризм
  • Основные направления современной западной психологии
  • Контрольная работа по Психологии и педагогике Вариант 4
  • Основные направления современной западной психологии
  • Гуманистическая психология
  • Бихевиоризм как направление в психологии
  • Контрольная работа по Психологии Вариант 4
  • Основные направления современной западной психологии
  • Гуманистическая психология
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии (Вариант № 5)
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии (ВЗФЭИ)

Источник